02 июля 2009, 17:16
Подготовлено по материалам журнала “Аудиомагазин", №3 2009, www.audiomagazine.ru
Van den Hul. На все руки мастер
«Среди полей, каналов и плантаций рождественских елок, весной еще крошечных и пушистых, в бывшей ферме постройки середины XIX века живет А.-Й. ван ден Хул, мастер дела даже не ювелирного, а следующего шага за ним. Подобно лесковскому левше, ему приходилось ковать такие подковки, о которых другие не могли и помыслить»
В начале 80-х инженеры фирмы Philips пытались усовершенствовать специальную головку для проигрывания лаковых матриц. Время было смутное, только что пришел компакт-диск, и старые головки требовалось заменить. На Philips проблему должным образом решить не смогли — и вот, через одного из дилеров, такая головка с анонимной просьбой о помощи была отправлена ван ден Хулу. Он с интересом изучает ее, поскольку это необычная вещь исключительно для студийного применения. На корпусе головки нацарапаны мелко-мелко ряды цифр — какие-то параметры и особенности конструкции. Ван ден Хул совершенствует конструкцию в меру своих способностей и тоненькой иголкой пишет на корпусе письмо инженерам Philips: в следующий раз лучше обращаться ко мне напрямую...
Да и до сих пор на каждой головке, сделанной ван ден Хулом, тончайшей иглой нацарапаны одному ему ведомые идентификационные метки. Увидеть их можно только под микроскопом...
А началось все с иглы — в 1973 году ван ден Хула посетила мысль "расплющить" коническую иглу, сохранив, в отличие от эллиптического профиля, постоянную площадь контакта с боковыми стенками звуковой канавки. Макетируя идею там, где ее реализовать вернее всего, — в голове, — голландский специалист впоследствии рассчитал и конкретные геометрические величины: 2 мкм и 85 мкм в качестве большого и малого радиусов. На это ушло немало часов в зале электронно-вычислительных машин Дельфтского университета. Перейти к производству удалось не сразу, так как трудно было найти предприятие с подходящим оборудованием, но в итоге сотрудничества с немецкой фирмой Фрица Гайгера был изготовлена партия игл профиля FG1. Всю изготовленную партию — а было это в 1978 году — голландец купил про запас для своих нужд. Эти "винтажные" иглы он использует до сих пор: качество современных алмазов ван ден Хула не устраивает.
Любопытно и то, что, сделав очень много открытий в сфере МС-головок, ван ден Хул никогда не патентовал и не лицензировал свои находки и технологии (между прочим, Фриц Гайгер как раз и запатентовал профиль ван ден Хула под своим именем, так что законному автору пришлось отстаивать свои права в суде. Основной же специализацией фирмы Гайгера было производство деталей знаменитых механических конструкторов Meccanoдля детей и взрослых).
Не так уж много производителей смогут повторить мои открытия, рассуждал ван ден Хул, особенно при отсутствии патента, в котором нужно подробно описать изобретение, — а те, кто смогут, пустят мои идеи, в общем-то, на благо. Так и произошло: к сегодняшнему дню выпущено 1,4 миллиона игл с профилем vandenHul.
Кабинет профессора
Все головки звукоснимателя vandenHulделаются дома, в кабинете у владельца фирмы. Да, именно так: с утра до вечера профессор руководит небольшим, но вполне загруженным предприятием по выпуску кабелей vandenHul, а вечерами и в выходные работает дома. Собирая МС-головки.
Кабинет профессора являет собой пример организованного хаоса. Так, наверное, работают все гении... Ван ден Хул садится на рабочее место и несколько неожиданно предлагает нам понаблюдать за тем, как он соберет головку Colibri,которая будет персональным подарком мне. Щедрое предложение...
Мы с благоговением наблюдаем процесс. Он начинается с подбора заготовок: выбирается иглодержатель с приклеенной заранее иглой, блок с катушками, демпферы (гибкие подвесы для иглодержателя), корпус — точнее, каркас, к которому будет крепиться подвижная система. Корпуса запасены самые разные, в разной степени подготовленности. В нашем корпусе с металлическим каркасом и акриловым центральным блоком уже просверлены крепежные отверстия и установлены выходные штырьки. Среди корпусов есть и деревянные — спецзаказ, узнаём мы.
— Подготовкой корпусов я занимался на прошлых выходных, — поясняет хозяин дома. Он выбирает каркас с катушками из лакированного золотого провода (тонкая золотая проволока стабильнее во времени и не такая жесткая, как серебряная) и демпферы, наиболее подходящие для классической музыки, — более мягкие и с более точно подобранными параметрами. В запасе имеются, однако, тысячи видов разных демпферов.
Бинокулярный микроскоп позволяет мастеру точно установить катушки и аккуратно подвести четыре их вывода к точкам пайки. Четыре катушки — в каждой 27 витков — расположены на крестообразном сердечнике. Предстоит тонкая работа: разместить катушки в зазоре магнитной цепи так, чтобы получить идеальную симметрию и максимальную отдачу в каждом канале. Для лучшего повышения разделения каналов используются компенсирующие обмотки в несколько витков. Найдя оптимум (а надо учитывать еще и нагрузку на "резиновый" подвес-демпфер), профессор фиксирует блок катушек к корпусу с помощью эпоксидного клея.
Мы обращаем внимание на то, что окуляры микроскопа Zeissаккуратно обложены небольшими магнитами.
— Они благоприятно влияют на зрение, — говорит ван ден Хул.
А тонкое зрение и твердая рука явно необходимы: тончайший провод — в 1/6 волоса — необыкновенно хрупок. Учтите также, что сборщик должен одновременно совершать точные — и разные — операции правой и левой рукой. Осталось припаять провод к контактным площадкам. Припой используется серебряный.
— Здесь важна скорость, — говорит профессор, — иначе золотая нить успеет раствориться в горячем припое.
Над столом висит черно-белая фотография.
— Это мой отец, — говорит голландец. — Инженер звукозаписи. Он участвовал в Сопротивлении и умер через три года после окончания Второй мировой.
Работа требует огромной концентрации внимания. Не так много желающих заниматься этим. Заметим, что у ван ден Хула практически всё — кроме, может быть, первоначальной намотки катушек на каркасе — делается вручную. С учетом поступающих со всех концов света звукоснимателей, требующих ремонта, "пропускная" способность домашней лаборатории голландского умельца, увы, ограничена. Тем не менее, в арсенале у него 7 "семейств" МС-головок, "старшие" из них изготавливаются только на заказ.
Теперь нужно отрезать трубочку, на которой был закреплен блок катушек: она была нужна, чтобы держать их пинцетом. После отрезания трубка неминуемо сплющивается, поэтому необходимо аккуратно придать отверстию первоначальную форму — туда будут вставлены иглодержатель из бора* и заранее приклеенная к нему игла. Игла, как уже упомянуто, из той самой "гайгеровской" партии 1978 года. В соответствии с параметрами демпферов отрезается до нужной длины иглодержатель и вставляется в отверстие. Затем иглодержатель юстируется в положение, соответствующее правильной ориентации иглы. После этого с неимоверной аккуратностью он приклеивается — так, чтобы при нанесении клея не сдвинулся ни на йоту.
Осталось надеть цветные колечки на выходные клеммы — и МС-головка Colibriготова. Ее творец кладет свое создание в деревянную коробочку и лично заполняет таблицу техпараметров на внутренней стороне крышки. Вот уж действительно авторский экземпляр.
На чердаке
На чердаке старинного фермерского дома, в котором живет Альт-Йук ван ден Хул, расположена его комната прослушивания. Это большое помещение, но каждый квадратный метр используется на 100%. Здесь и всевозможная аппаратура, и все виды носителей фонограмм. Среди которых на первом месте, понятно, грампластинки, а на почетном втором — ленты для катушечного магнитофона. Аналоговые, хотя у хозяина комнаты есть и цифровой "катушечник" NagraD. В комнате всего одно "посадочное" место — перед акустическими системами.
Кабели van den Hul
Кабели vandenHulначались именно с головок звукоснимателя. Еще в самом начале первых опытов с головками — а было это в конце 70-х — ван ден Хул обнаружил, что тончайший провод для обмоток подвижной катушки может существенно влиять на звук, даже при полном сходстве электрических параметров двух проводов разных "артикулов".
Современное двухэтажное здание в городке Эпе принадлежит компании vandenHulBV. На первом этаже вы найдете офисное пространство, производство кабеля и склад готовой продукции. Здесь просторно и светло. Стены офиса увешаны сотнями наград, полученными от прессы всего мира.
Второй этаж целиком отдан комнате прослушивания. Она очень большая, у одной стены нашлось место даже для небольшого музея звуковоспроизведения: действующий фонограф Эдисона, патефон, граммофон. В действующем тракте вполне успешно функционируют разработанные ван ден Хулом электронные компоненты — фирма выпускала небольшим тиражом предусилители и усилители мощности.
В зале прослушивания есть и акустические системы, сделанные голландцем еще в бытность журналистом одного из аудиоизданий. Это массивные трехполосные АС с НЧ-оформлением "трансмиссионная линия". "Я делал и другие модели, — рассказывает нам ван ден Хул. — Недавно купил по объявлению пару своих старых систем. А вскоре обнаружился еще один их владелец. Звонил, предлагал организовать их производство. Я пока в раздумье".
Вернувшиеся из середины 70-х изделия подтолкнули к мысли проверить их параметры с помощью современной измерительной техники. В зале вместе с нами оказался представитель немецкой фирмы, производящей компьютерную измерительную станцию. "Конечно, у этих АС немало недостатков, — замечает ван ден Хул. — Неудивительно, поскольку подвес одного из высокочастотников разрушился от времени. Зато у них очень малое ГВЗ и вообще прекрасная линейность в фазовой области. А ведь при разработке я пользовался лишь самыми примитивными измерительными приборами — пришлось ориентироваться в основном на слух".
В качестве источника аналогового сигнала, помимо нескольких профессиональных катушечных магнитофонов, в зале прослушивания используется легендарный проигрыватель грампластинок ThorensReference.
Их было выпущено менее 150 штук — и одна из них не могла не попасть к ван ден Хулу, поскольку он принимал активное участие в разработке этого проигрывателя, абсолютно лучшего на те времена (начало 80-х).
— Когда Sony покидала роскошное офисное здание в пригороде Амстердама, я приехал к ним и буквально спас от помойки два комплекта проигрывателей SCD-1 и усилителей серии ES. Плюс еще колонки с расширенным диапазоном частот.
Кабели, усилители, проигрыватели винила, головки к ним — это далеко не весь арсенал из запасников профессора ван ден Хула. (Да, да — самый знаменитый в мире hi-fiголландец преподавал физику в высшей технической школе. Потом потихоньку перешел к аудиожурналистике, где провел 12 лет. Потом начал делать головки звукоснимателя. Ну, и кабели...)
Есть у него опыт работы и со студиями звукозаписи. Начиналось все в самом конце XX века с собственного джазового лейбла. Для записи использовались уникальные кабели с углеродным проводником. Может быть, свой лейбл и не принес успеха на музыкальном рынке, зато привлек к кабелям vandenHulвнимание продюсеров. В итоге у углерода нашлись ярые поборники среди профессиональных звукорежиссеров — в частности, в Голливуде в студии Спилберга. Среди соотечественников ван ден Хул нашел единомышленников в лице студии Pentatone Classics, специализирующейся на 5-канальных Super Audio CD. Поэтому в комнате прослушивания есть пять одинаковых акустических систем vandenHul — не старинных, а современного производства — и многоканальный предусилитель.
Спустимся вниз, в цех. В шумоизолированной комнате — она тоже просторная и светлая, как и все другие помещения, — денно и нощно трудятся без остановки два прецизионных станка швейцарского производства. Они идеально точно режут кабель и заделывают его концы под будущую пайку.
Бухты кабеля приезжают с завода, vandenHul не принадлежащего, но находящегося не за тридевять земель, а километрах в двадцати неподалеку. Нетрудно догадаться, что все материалы и сама технология производства разработаны именно vandenHul. Умный станок сам сортирует мелкие отходы производства: пластиковые части утилизации не подлежат (они разноцветные), а вот металлические пойдут на переплавку.
Упомянутый пластик совсем не прост. Это изобретенный vandenHul полимер Hulliflex**, не содержащий хлора, — а значит, при его сгорании не выделяется вредных веществ вроде диоксина. В отличие от полихлорвинила и полиэтилена, применяемого повсеместно. Неудивительно, что среди наград, украшающих стены офиса, есть признания заслуг в области экологии.
В соседнем цеху начинается "ручное" производство. Это собственно монтаж (пайка) кабелей, разъемы к которым изготавливаются также по чертежам vandenHul (RCA) либо покупаются в Европейском Союзе (NeutrikXLR). После упаковки готовая продукция ложится на склад. При этом как сам кабель, так и его упаковка суммарно имеют 8 степеней защиты от подделок.
— Это действительно необходимо? — интересуемся мы.
— Увы. В Юго-Восточной Азии и особенно в Китае постоянно появляются фальшивки. Какая-то борьба с кабельным "пиратством" ведется, но не так уж эффективно. Могу вам показать несколько подделок.
Нам приносят сетевой кабель. На срезе видно, что вместо углерода проводящие жилы окружает черный ПХВ. Разъемы также поддельные (vandenHul использует американские Wattgate). Неприятный факт, что ни говори.
Настоящие кабели vandenHulскладываются на поддоны и отправляются во множество стран мира. Причем не только к дистрибьюторам: почти три десятка производителей акустических систем пользуются монтажным кабелем vandenHulдля внутренней проводки от фильтров к динамикам и другого навесного монтажа. Нашлись и желающие использовать провода vandenHulдля внутренней проводки тонармов или для монтажа внутри усилителей или микшерских пультов.
Яркие краски
А.-Й. ван ден Хул любит насыщенные, но естественные цвета. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на кабельный каталог его продукции. Где еще можно увидеть такие краски? Конечно же, в цветках знаменитых голландских тюльпанов, — понимаем мы, когда хозяин фирмы внимательно разглядывает великолепные цветы из парка тюльпанов Кюйкенхоф, который мы находим время посетить.
Работоспособность господина А.-Й. ван ден Хула заслуживает уважения — да что там: восхищения! Самый знаменитый в мире hi-fiголландец (повторяюсь, но это так: ван ден Хул в этом узком кругу известен не меньше, чем ван Гог в кругу увлекающихся живописью) в рабочие дни контролирует производство кабелей, в выходные в домашнем кабинете делает свои головки и ремонтирует чужие, присланные со всех концов света. Но это еще не все! Он также владеет небольшим конструкторским бюро по разработке новых композитных и волокнистых материалов, в котором, как нетрудно догадаться, еще и является основным разработчиком. Созданное 7 лет назад КБ г-на ван ден Хула разработало, к примеру, фибропластик для частей корпуса мобильного телефона Nokia 8800 или материал для корпуса одного из космических спутников и для одной из первых японских космических ракет. Оно же сделало материал для лопастей ветряных генераторов и для автомобильных и авиационных тормозных колодок. В умелых руках любая работа спорится. А накопленный опыт применяется в разных областях.
— Мне повезло в жизни. Ясное мышление и природное трудолюбие удачно сочеталось с накопленными знаниями и постоянным поиском причинно-следственных связей, постоянными экспериментами, — говорит наш неутомимый исследователь.
Пример, достойный подражания. Не только для голландцев.
За всестороннюю помощь и идеальную организацию данного познавательного визита выражаем искреннюю благодарность дистрибьюторской компании Next Hi-Fi.
*Бор
Трубки из бора диаметром 0,3 мм делались только одним заводом в США для нужд авиационной промышленности — боро-углеродное волокно используется для полов в некоторых самолетах. Когда авиапромышленность перешла на трубки другого диаметра, ван ден Хулу стоило больших трудов найти доступ к полусекретному заводу и выкупить остаток материала — а это 12 километров боровой трубки. Она так и хранится на складе в Голландии — лишь когда Shure в конце 90-х решил возобновить производство своей головки VI5, ван ден Хул уступил им один километр бора из своих запасов, оказав благородную помощь коллегам.
Почти всем известно, что пуленепробиваемые жилеты делают из кевлара, но материалы на основе бора (карбид бора) на самом деле куда прочнее. Карбид бора и нитрид бора — одни из самых твердых материалов на планете (уступают только алмазу!), твердость карбида бора (как и кристаллического бора) по шкале Мооса составляет 9,3 (49000 Мн/м2 по Викерсу). Потому броня крепка у тех, кто позаботился о наличии в ней бора...
Бор не существует в природе в чистом виде — добываются его соединения, которые находят разнообразное применение не только в военной промышленности, но и в медицине, агрохимии, в стекловарении. Бор чем-то похож на углерод: это неметалл, а кристаллическое вещество. Бораны — аналог углеводородов для углерода.
Проволока из бора производится методом электровакуумного насаждения кристаллического бора на вольфрамовую жилку. Она используется также в производстве режущего инструмента, теннисных ракеток, высококлассных удилищ и клюшек для гольфа. Крупнейшие залежи боросодержащих минералов находятся на западе Турции, а также в пустыне Мохаве в США. "Чистый" бор нетоксичен, стоимость кристаллического бора чистотой 99% колеблется в диапазоне около $2500-8000 за кг.
Итак, бор — удивительный материал: тугоплавкий (2300° С), химически инертный, твердый и легкий. Композитные материалы на основе бора легко превосходят по прочности сталь (в 6 раз). Трубки, используемые в производстве иглодержателей, получаются в результате лазерного прожига проволоки из бора.
**Hulliflex и структурированный углерод
Оболочка из гуллифлекса не только безвредна экологически, но и защищает содержимое кабеля от проникновения активных реагентов из окружающей среды. Он не содержит пластификаторов и на ощупь напоминает резину. Этот материал отлично защищает и от вибраций. Он практически не стареет, то есть не меняет свойств и через много лет после покупки кабеля. В отличие от фторопласта (тефлона), гуллифлекс не требует высоких температур для экструзии (вредных для кристаллической структуры проводника) и обеспечивает исключительную гибкость готовому кабелю.
Другой постулат ван ден Хула касается изменения свойств проводника. Длиннокристаллическая медь, которую так любят многие производители, остается длиннокристаллической только до первого механического воздействия: достаточно скрутить кабель в баранку перед тем, как отнести его домой из магазина, — и свойства его проводника уже изменились, причем не в лучшую сторону.
Отсюда появление самого необычного в мире материала для передачи аудиосигналов по проводам — ван ден Хул является первооткрывателем проводников из углеродного волокна. Такой проводник абсолютно нечувствителен к химическому воздействию. На практике он представляет собой пучок из угольных волокон толщиной 5 мкм, каждое из которых покрыто 2,5-микронным изолирующим слоем. В кабеле к ACTheThirdтаких волокон 3,5 миллиона!
В более простых, "металлических" кабелях ван ден Хул применяет не совсем обычные металлы. Для защиты от окисления все медные жилы покрываются тонким, но исключительно плотным слоем серебра, а в серии Fusion опробован проводник из специального сплава меди, цинка и серебра.
Наконец, "гибридные" кабели имеют медные или серебряные проводники, покрытые слоем проводящего углеродного порошка, который еще и защищает их от коррозии и служит экраном от радиопомех. В прошлом году голландский профессор испытал новый проводник из благородного металла — платину. Две 0,3-миллиметровые жилки из высокочистой платины (99,9999%) в межблочном кабеле ThePlatinumHybrid покрыты тончайшим слоем структурированного углерода.