07 марта 2009, 09:09
Подготовлено по материалам журнала “Салон AV", февраль 2008, www.salonav.com
Фонокорректоры Pro-Ject Phono Box SE II и Tube Box SE II
«Общее в звуковом почерке обеих моделей замечаешь сразу — потрясающе богатый нижний регистр. Для винила это важно, ведь именно басу приписывают эмоциональное воздействие аналоговой записи. Звучание точное, музыкальный баланс выверен словно по линейке»
Эти корректоры пойдут у нас парой, поскольку по параметрам и возможностям они абсолютно идентичны. Разница лишь в цене и схемотехнике — Phono Box SE II (€236) полностью собран на микросхемах, а в выходном каскаде Tube Box SE II (€465) установлены две лампы 12AX7. Обе модели выпущены совсем недавно и пришли на смену хорошо известным Phono Box SE и Tube Box SE.
Начнем с Phono Box SE II. В отличие от своего предшественника он изготовлен методом поверхностного монтажа, и даже в цепях коррекции у него конденсаторы SMD. Тракт построен на операционных усилителях JRC 2068D, которые по сравнению с ранее применявшимися 4580 имеют более широкую полосу и меньший уровень шумов. Поэтому удалось получить отношение сигнал/шум -100 и -80 дБ в режимах ММ и МС (у прежних моделей было -89 и -79 дБ) и заметно снизить искажения. Джамперы, задающие входные сопротивления и емкости, теперь на задней стенке. Там же переключаются режимы ММ/МС и активируется фильтр инфранизких частот с крутизной 24 дБ/окт. Эта фирменная фишка фонокорректоров Pro-Ject позволяет отсечь рокот проигрывателя и лишнюю НЧ-составляющую при воспроизведении коробленых пластинок. Помимо штатного 16-вольтового адаптера предусмотрено подключение внешнего двуполярного источника через разъем DIN. Плата вставлена в глухой сварной корпус из полуторамиллиметровой стали.
Tube Box SE II выполнен в том же стиле, но верхняя часть корпуса у него имеет несколько иной профиль. Передний выступ защищает лампы, которые выведены наружу и прикрыты алюминиевыми кольцами. Лампы задемпфированы ребристыми обоймами, надетыми на баллон. Такая мера отнюдь не лишняя — при высокой чувствительности схемы микрофонный эффект желательно свести к минимуму.
Корректоры действительно не шумят — даже в режиме ММ легкое шипение можно услышать, лишь приложив ухо к пищалке. Я экспериментировал с двумя головками — Goldring Elite и Denon DL-103R, подключая их как через повышающий трансформатор, так и к МС-входам предусилителей. Перемычки позволили получить оптимальное согласование с очень разными по своим параметрам головками.
Общее в звуковом почерке обеих моделей замечаешь сразу — потрясающе богатый нижний регистр. Для винила это важно, ведь именно басу приписывают эмоциональное воздействие аналоговой записи. Звучание точное, музыкальный баланс выверен словно по линейке. Правда, ламповый вариант дает некоторые погрешности в построении звуковой сцены — задний план немного приближен, зато он дает больше воздуха, да и тембры у него явно богаче. При этом Phono Box SE II тембрально точнее и аналитичнее, хотя бесстрастным его тоже не назовешь. А Tube Box SE II деликатнее работает с дорогими головками — высокое звуковое разрешение не воспринимается как чрезмерная контрастность или резкость. Как и у предыдущих прожектовских корректоров, я не заметил ни малейших проблем с динамикой, сказывается высокая перегрузочная способность. Если вкратце сформулировать ощущения — Tube Box интереснее слушать, а Phono-Box SE лучше подходит для переписи или оцифровки виниловых пластинок.
Оба корректора показали абсолютно одинаковые результаты — их АЧХ совпадает со стандартной кривой RIAA. Фиолетовым цветом показано, как работает Subsonic filter 6-го порядка — он эффективно подавляет инфранизкие частоты начиная с 18 Гц. Он действительно сможет уберечь от неприятностей при воспроизведении коробленых пластинок и снизить шум от привода проигрывателя.
Максимальная амплитуда сигнала на выходе (при КНИ = 1%) у Phono Box SE II — 8,5 В, а у Tube Box SE II — 10,2 В. Соответственно, перегрузочная способность у них 24 и 27 дБ. Очень неплохо для столь компактных устройств. Коэффициент усиления отвечает заявленному: 100 для головок ММ и 1000 — для МС.
Искажения Phono Box SE II (синяя кривая) вплоть до 2 В на выходе чуть выше заявленных — 0,005%, а у ламповой версии (красная кривая) они заметно более высокие и растут линейно с ростом амплитуды сигнала. При номинальном выходном напряжении 500 мВ они почти в десять раз выше — 0,04%. По всей видимости, это связано с низким напряжением питания ламп, которые работают на нижнем загибе вольт-амперной характеристики.