08 апреля 2009, 12:40
Подготовлено по материалам журнала “Stereophile”, май 2004 (США) Автор: Майкл Фремер
Как собирают проигрыватели Pro-Ject
«Не желаете посмотреть, как они собирают проигрыватели Pro-Ject?. Это был неожиданный звонок от Джона Хантера из американской компании Sumiko»
«Конечно!». Я рецензировал разработки Pro-Ject уже несколько лет. Уже давно меня удивляло, как одна небольшая компания с производством в Чехии может выпускать столь широкий ассортимент продукции, производя все компоненты у себя. Кроме того, мне был нужен перерыв между безумием январского Consumer Electronics Show и конвейером изделий, появляю-щихся в моей комнате для прослушивания и покидающих ее – несмотря на суматошность пятидневной поездки. В субботу вечером я вылетел из между-народного аэропорта Liberty в Ньюарке. Мы отбыли в Вену, где встретились в аэропорту с президентом Pro-Ject Хайнцем Лихтенеггером – энергичным генератором идей базирующейся в Вене компании-дистрибьютора, преданным аналоговой технике и носящим фамилию со значением, противоположным тому, что имеет фамилия Арнольда. В конце 80-х, на спаде аналоговых технологий, Лихтенеггер начал поиски недорогого, хорошо сработанного и звучащего проигрывателя, который он мог бы предложить тем покупателям, которые продолжали хранить свои LP в эпоху CD. При этом и Dual, и Thorens ушли с нижнего края рынка – за исключением самых дешевых пластиковых «вертушек».
Посоветовавшись с друзьями, он отправился во вновь созданную Чешскую республику. Лихтенеггер предпринял визит на завод, специализирующийся на сборке проигрывателей винила – по всей видимости, для большинства стран, расположенных за Железным занавесом, которые опоздали к цифровому столу. Быть первым не всегда означает быть лучшим.
Большинство из того, что Лихтенеггер обнаружил в этом старомодном заведении, представляло собой плохие копии полуавтоматической аппаратуры, которая была популярна на Западе десятилетие назад. Однако (история продолжается) в темных углах завода он обнаружил простой малогабаритный проигрыватель – с приводным ремнем и тяжелым диском, который выглядел так, что он «мог бы». Когда он проявил интерес к «гадкому утенку», руководство завода, только что перенесшее полвека тоталитарного правления, не могло в это поверить. Лихтенеггер забрал «вертушку» с собой и, будучи приятно удивлен ее звучанием, начал искать пути ее усовершенствования. Он предложил сапфировые конусы и закаленные стальные вставки в подшипник тонарма, единую конструкцию тонарм – держатели ГЗС вместо вставного гнезда из пластика, бронзовую втулку для подшипника и тефлоновую опору вместо дешевого шарика, плоский ремень точной машинной обработки вместо «резиновой полосы пассика», плитку из MDF, фетровый мат, более тщательно обработанный и сбалансированный диск, а также медную проводку в трубке тонарма.
Pro-Ject производит впечатляющий диапазон продукции на одном-единственном заводе в сельской местности республики Чехия.
Проверка, поштучно. Так много проигрывателей, так мало времени.
Так родился Pro-Ject 1. Собранные в отдельном цехе завода специально обученными рабочими, новые дешевые «вертушки» предельного качества изготовления, обладающие поразительно хорошим звучанием, поразили глаза и уши европейской hi-fi прессы. Хорошие отзывы привели к устойчивому спросу в Европе, включая Великобританию, которая, как и сейчас, не смущалась конкурентоспособной ценой проигрывателя.
Воодушевленный таким приемом, австрийский промышленник расширил серию проигрывателей, одновременно совершенствуя и улучшая различные компоненты, используемые при их изготовлении. Среди нововведений были тонармы из углеродного волокна и уникальные диски из алюминиевого сплава, покрытые слоем запеченного винила, выработанного из старых пластинок. Pro-Ject изготавливает и предварительные усилители сигнала звукоснимателя, и электронные регуляторы скорости, встраивая их в свои изделия или поставляя как самостоятельную продукцию. Тонармы из алюминия (9”) и углеродного волокна (9” и 12”) продавались отдельно — как и стеклянные диски.
Тонармы Debut
Серия проигрывателей Pro-Ject разнообразна и многочисленна. В нее входят Debut, 1 Xpression, 1.2, 1.2 Comfort, 2.9 Wood, 2.9 Classic, 6.9, Perspective (он по-настоящему понравился мне), RM 4, RM 6 SB и RM 9. В отличие от серии RPM от Immedia, Sumiko использует марку «RM» в США. Если добавить некоторые специальные модели, изготавливаемые для особых рынков сбыта, и проигрыватели, собираемые по спецификациям Music Hall исключительно для США, то Pro-Ject производит впечатляющий диапазон продукции на одном-единственном заводе в сельском Литовеле. Кое-кто мог бы возразить, что серия Pro-Ject лишена последовательности: плоский ремень и алюминиевый шкив здесь, акриловый диск с желобками в виде О-образного кольца там, MDF тут, акрил там… Возразили.
Но сперва — немного вина…
Мы выехали из венского аэропорта на север — через винодельческие края Австрии, остановившись на ночь в отеле, прежде чем проехать оставшиеся три часа до Литовела. Лихтенеггер договорился для нас о дегустации вин на винодельческой фабрике Taubenschuss в Пойсдорфе, где мы выпили гораздо больше, чем продегустировали, и съели больше местных сыров и ветчины, чем следовало бы — однако разница в обслуживании на Taubenschuss и в местном гастрономе была примерным эквивалентом разницы между бургером в Mickey D.’s и тем же самым в нью-йоркском клубе «21». Мы ели, пока еда нам нравилась, и она нам нравилась. Что касается вин, то я — не Боб Рейна, но я нашел белые вина с уместно-сложным вкусом и пре-красно выдержанными. Когда закончилась моя выдержка, я испытывал блаженное опьянение и был готов забыться крепким счастливым сном.
На следующее утро мы отправились в одинокий Литовел, который выглядел таким унылым, каким Вы могли бы вообразить его под зимним небом, хотя, как я уже говорил, был гораздо более колоритным и свежим, чем десять лет назад. Старый завод, стоящий немного ближе по дороге, чем новый, я описал бы как построенный в малопривлекательном советском стиле 1920-х годов, изнутри был окрашен в унылый муниципальный зеленый цвет и переполнен ненормальным количеством портретов Ленина и, как мне показалось, Сталина — все еще висящего на стене, наверно для напоминания о том, как все тут было.
Новый завод — это современное семиэтажное здание, выделенное под сборку проигрывателей. В нем используется сочетание современных станков с CNC из Японии и Кореи и устаревшего, но все еще работоспособного оборудования советской эпохи. Тур начался в отделанной по-современному комнате для встреч, где мы познакомились с менеджером завода Jiri Kroutil и Jiri Mencl, ветераном предприятия еще с эпохи коммунизма, который занимается конструированием и курирует процесс изготовления. Пройдя мимо рядов упакованных проигрывателей, мы вошли в хорошо освещенное пространство завода, где находилось больше проигрывателей на разных стадиях изготовления, чем мне когда-либо приходилось видеть в одном месте. Все в Pro-Ject собирается вручную, и практически любая часть проигрывателя Pro-Ject, которую Вы можете видеть, изготовлена здесь — тонармы, диски, большинство плинтусов, пылезащитные крышки, опоры для тонармов, кабели тонармов, приводные моторы. Исключение составляют подшипники тонармов, которые поставляются из Швейцарии.
Больше всего меня поразило то, что даже самая дешевая модель, Debut Mk. II, проходит полный режим контроля и проверки качества. Допуск различия между экземплярами устройств — это одно из мест, где можно сэкономить средства при составлении бюджета изготовления. С другой стороны, одна из вещей, за которую Вы платите, покупая дорогостоящее изделие, — это его постоянство. Но любому изделию Pro-Ject, от наименее до наиболее дорогостоящих, уделяется равное внимание, и оно не попадет в упаковку, прежде чем не будет соответствовать своим заявленным техническим характеристикам. Это замечательное достижение, учитывая цены и большое количество проигрывателей, выпускаемых в Литовеле.
Debut, поставляемый в разно-образных расцветках, возбудил мое любопытство. Эта модель plug-and-play поставляется укомплектованной картриджем с подвижным магнитом Ortofon OM 5E. В ней используется штампованный стальной диск, поэтому для нее нельзя применить картридж с подвижной катушкой. Из любопытства я прослушал ее — сначала прямо из коробки, а впоследствии — вместе с Shure V-15xMR (которая стоит столько же, сколько «вертушка» и поставляемый вместе с ней картридж). Несмотря на его стоимость, в состав приводной системы Debut входит синхронный мотор переменного тока, которым Pro-Ject очень гордится, двойной шкив из алюминия и плоский приводной ремень с прецизионной поверхностью. Debut поставляется также со встроенным фонокорректором и с кнопочным электронным регулятором скорости.
Во время тура я получил аргументы в пользу интегральных прессованных головок, о которых часто скептически отзывался в обзорах. Они только кажутся слишком тонкими, чтобы не резонировать на опасных частотах и возбуждаться. Но я сказал, что Pro-Ject чувствует, что жесткость интегральной головки компенсирует ее легкость в смысле передачи энергии. В настоящее время трубки тонармов из углеродного волокна требуют отдельного гнезда крепления головки, но, как я говорил, в скором времени они будут заменены на единую трубку тонарма из углеродного волокна с готовым местом крепления — вероятно, что-то похожее на то, что делает Wilson-Benesch. На заводе Pro-Ject изготавливаются и особо упомянутые персоналом синхронные моторы переменного тока. Они считают их превосходящими любой мотор в любом другом проигрывателе, стоящим значительно дороже сравнимых моделей Pro-Ject.
Я заметил одну женщину-беднягу, сидящую за сборочным приспособлением, изгибающим и формующим изогнутые скрученные стержни, к которым крепится одножильная нить для противовеса, обеспечивающего антискейтинг в проигрывателях Pro-Ject — по одному за один раз. Не то чтобы она полагала себя несчастной — в конце концов, у нее была работа изготовителя оригинальной продукции того типа, каким мы считаем ее у себя в США. Я посмотрел на другую женщину, которая один за другим вставляла поворотный блок в основания тонармов Debut. Еще одна вставляла связки проводки — одну за одной — в полые трубки тонармов.
Когда Вы смотрите на законченный проигрыватель, трудно оценить, какой объем работы составляет его сборка. Глядя на компоненты сначала полусобранного и наконец полностью собранного проигрывателя, поражаешься, сколько работы требуется для сборки «вертушки» и просто тому, как много составных частей содержится в одном проигрывателе. Как изготавливается, пакуется, отсылается, экспортируется, распространяется и, наконец, продается в розницу — особенно Debut — сложно представить себе.
Продолжая визит, я заметил новый позолоченный предварительный усилитель Pro-Ject, выпускаемый ограниченной партией. «Это — для празднования продажи нашего 100000-го Phono Box», — с гордостью представил его Лихтенеггер. Трудно оспорить такой успех.
Я покинул завод Pro-Ject после полудня, чрезвычайно впечатленный увиденным. Все, кого я здесь встретил или увидел за работой, были полностью поглощены обеспечением качества продукции. А специалисты были полностью погружены в дальнейшие усовершенствования всех аспектов продукции и ее изготовления.
Нельзя сказать, чтобы у Pro-Ject не было каких-нибудь необычных причуд. Несмотря на весь опыт компании, для нее оказалось невозможным правильно поставить запятую для противовеса — и сейчас, и столько, сколько я могу вспомнить. Если Вы увидите таблицу Pro-Ject, там приведено «10», «15» и «20», тогда как следует читать «1.0», «1.5», «2.0» и т.д. Когда я сказал это в Литовеле, люди вытаращили глаза, как будто я потребовал чего-то невозможного для завода, который, кажется, делает это каждый день. Ну и ладно.
Назад в Вену
Долгий переезд обратно в Вену занял остаток дня. Поздно вечером мы прибыли в сияющий современный город, напоминающий Бостон, но кажущийся перемещающимся назад во времени по мере приближения к центру. Достигнув района Ринг-штрассе, мы оказались в Вене Моцарта. Мы остановились в отеле Palais Schwarzenberg, где однажды останавливался принц Чарльз Шварценберг, победивший Наполеона. Мне кажется, он заслужил стильную жизнь. Я тоже – на пару вечеров.
Я читал жалобы в он-лайне импортеров «для среднего человека», которые просто добавляют ссылку с ценой, удлиняя цепочку распространения – однако жалобщики – это такие же люди, как и те, что покупают продукцию на «сером» рынке, а потом, если что-то не так, обращаются к американским импортерам за сервисом.
Наблюдая Джона Хантера и Хайнца Лихтенеггера за работой, видя, какое количество оборудования закупил и установил Лихтенеггер для своего завода, и зная, что оборудование Sumiko аналогично ему, становится ясно, что заокеанские производители имеют обратную связь с дистрибьюторами, разрабатывая новое изделие, и что импортер-дистрибьютор играет важную роль в связке производство-распространение, критичной для продолжающегося роста индустрии по всему миру. Жалобы на возрастание цены в этой связи подобны жалобам на увеличение цены при укреплении тары, в которой доставляются Ваши любимые компоненты. Хорошо бы не платить за тару, но как иначе изделие будет в целости доставлено с завода к Вам домой?