Дистрибуция Hi-Fi и
AV-техники в Беларуси

Акустические системы Jamo C809 (Салон AV №10 2007)

09 марта 2009, 10:07

Подготовлено по материалам журнала “Салон AV", август 2007, www.salonav.com

Акустические системы Jamo C809

«Обычно при проектировании акустики ставят задачу добиться как можно более точной передачи той картины, которую создал звукорежиссер в студии. Инженеры Jamo решили пойти несколько дальше и в своей серии «C» попытались достичь концертного звучания. А это, как Вы догадываетесь, значительно сложнее»

КОМПОНЕНТЫ

Универсальный проигрыватель Denon DVD2930 ($1200).
Интегральный усилитель Bryston B60R ($3050).
Межблочные кабели RCA Accuphase Super Refined SL-10G (€ 455).
Акустические кабели Legacy TL Speaker ($515).
Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110).
Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (€ 52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150).

Вы не задумывались, чем концертная запись отличается от студийной — я имею в виду не методику, а конечный продукт? Меломаны предпочитают первый вариант из-за более сильного эмоционального воздействия, атмосферы живого выступления. В этом-то и заключается сложность — достоверно передать не только звучание инструментов, но и мельчайшие нюансы, воздух и пространство, без чего эффект присутствия невозможен. Конечно, можно подумать, что название Concert, так же как и популярные у  производителей Studio, Reference — обычная рекламная фишка, попытка привлечь внимание потенциальных покупателей. В силу привычки ничего не принимать на веру я решил внимательно изучить Jamo C 809, топовую модель из концертной линейки.

В этих трехполосных напольных АС реализована концепция Danish Sound Design, сочетающая в себе особую, безрезонансную конструкцию корпуса с тщательным исполнением и отделкой. Колонки имеют обтекаемую форму с закругленными боковыми стенками и зауженной фронтальной панелью. Отход от прямоугольного сечения позволил снизить стоячие волны внутри корпуса, а узкая передняя грань минимизирует отражения и, как следствие, фазовое взаимодействие звуковых волн. Внутренние стяжки увеличивают жесткость и значительно ослабляют ящичные призвуки. Колонка покоится на платформе, в которую вкручиваются шипы. Солидность конструкции подтверждает и масса — почти 34 кг, в одиночку поднять колонку трудновато. Варианты отделки — черный и темная яблоня.

Два низкочастотных драйвера работают в полосе 30 — 150 Гц, т.е. нижняя часть колонки по сути является пассивным сабвуфером с собственным фильтром. Средняя полоса озвучивается драйвером такого же калибра, но с более высокой резонансной частотой. На фото хорошо видно, что каждая из этих головок оснащена массивной центральной вставкой, которая имеет не заостренную форму пули, а напротив, полусферическую вогнутую поверхность. Вставка эта выполняет несколько функций: выравнивает фазовую характеристику, отводит тепло от звуковой катушки (соответственно, наращивая допустимую рабочую мощность) и препятствует деформации диффузора при значительных по амплитуде и резких смещениях. Два фазоинверторных порта большого диаметра позволяют избавиться от неприятных турбулентных призвуков, возникающих из-за высокой скорости движения воздуха в трубе. Как видим, первая часть «концертной» концепции — способность работать на предельных уровнях — обеспечена, по крайней мере, в части общего конструктива.

Теперь о способности передать атмосферу, т.е. мельчайшие детали звуковой картины, отражения, реверберации и прочее. Для этого излучатели должны реагировать на сигнал с очень малой амплитудой, отзываться на малейший импульс. Понятно, что для этого диффузор должен быть очень легким, с минимальной инерцией. Этому требованию лучше всего отвечает бумага, но она недостаточно прочна и деформируется при резких изменениях влажности. Датские инженеры придумали структуру, сочетающую высокую жесткость с минимальным удельным весом — «пчелиные соты» из целлюлозы (та же бумага), заключенные между двумя слоями стекловолокна. Такой диффузор вкупе с резиновым подвесом даже получил собственное название HCC (Hard Conical Cone). Еще одна фирменная технология, AIC (Active Impedance Control), на 50% снижает амплитуду третьей гармоники, самой неприятной на слух. За счет этого, в частности,  вокал звучит значительно естественнее и чище.

Теперь пару слов о твитере. Его конструкция, запатентованная под названием DTT (Decoupled Tweeter Technology), имеет две особенности. Во-первых, он полностью развязан от корпуса колонки, и уровень вибраций, передаваемых от других драйверов, ослаблен на 20 дБ. Во-вторых, фланец Wave Guide имеет форму полурупора, за счет чего улучшается дисперсия и, как следствие, пространственные характеристики воспроизведения. О кроссоверах производитель ничего не сообщает, но кое-что о них можно будет сказать по результатам измерений.

Колонки ко мне попали уже заметно б/у, поэтому греть их долго не пришлось. Вполне логично было начать прослушивание именно с концертной записи, что я и сделал. Nirvana в акустике [1] — на мой взгляд, одно из лучших выступлений группы, официально изданных на CD. Зразу же отметил идеально выстроенную сцену, было полное ощущение, что сидишь где-то в четвертом ряду: часть зрителей впереди, а чуть за линией колонок — сами музыканты. В звучании чувствуется уверенность и основательность, резкие динамические перепады C 809 передают без малейших усилий. Нижний регистр плотный и при этом достаточно информативный. Бас низкий, на больших уровнях чувствуется скорее телом, чем ухом. Лучший результат получается, если расстояние от колонки до боковой стены не менее метра, а до задней — не менее полуметра. Микродинамика явно выше средней — мельчайшие детали звуковой картины отчетливо различимы; и во время исполнения, и в коротких паузах между номерами чувствуется атмосфера зала.

Единственный момент, способный повлиять на общую оценку, если бы таковая выставлялась — легкая интермодуляция, особенно заметная в кульминационных моментах, когда Кобейн форсирует голос на фоне мощного аккомпанемента. Но это ощущение легкого дискомфорта, не более.

Теперь оценим макродинамику, и сборник оркестровых произведений с названием «Tutti!» [2] подойдет для этого как нельзя лучше. Сразу же выяснилось, что раскрыть динамический потенциал C 809 удастся не каждому усилителю. Нужен аппарат не просто мощный, а способный отдавать в нагрузку чрезвычайно большой ток. Наш привыкший ко всему Bryston B60R в наиболее критические моменты начинал сигнализировать о перегрузке. Посмотрим, что покажут измерения, на 6-омные эти колонки совсем не похожи. Тем не менее передается вся мощь оркестра, с крайне правдоподобной низкочастотной составляющей и очень эффектными перепадами уровня,  не вызывающими у акустики ни малейших затруднений. Тонкие штрихи в картине тоже присутствуют, в тихих местах слышно, как «дышит» огромный зал.

В звучании C 809 почти не ощущается синтетики, по своему характеру они чем-то  напоминают винтажную акустику с бумажными динамиками. Старый джаз [3] передается на редкость адекватно, без агрессии на верхах и ватного баса, а ведь именно этим отличаются современные АС с компрессионными драйверами и металлическими пищалками.
А как поведут себя 809-е в домашнем кинотеатре? В линейке «С» довольно много моделей (подробнее см. на www.jamo.ru), из которых легко составить многоканальную систему. Наши испытуемые в ней позиционируются в ней как фронтальные, поэтому  подключим их к AV-ресиверу и добавим недостающие АС в другие каналы. В большинстве случаев C 809 настолько уверенно себя чувствуют в НЧ-диапазоне, что запросто могут обойтись без сабвуфера. Лишь на нескольких сценах, например погоне в «Терминаторе-3», им понадобилась помощь, да и то лишь для создания тектонических эффектов. Поэтому полосу бас-машины лучше ограничить 40 — 45 герцами и подобрать уровень так, чтобы она плавно подхватывала эстафету у фронтов. Со всем остальным справятся сами — удар они держат хорошо, тембральное разрешение на больших уровнях снижается очень незначительно.

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

1. Nirvana, «Unplugged in New York». AAD, Geffen, 1994
2. «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997.
3. Ella Fitzgerald and Louis Armstrong, «Ella and Armstrong ». AAD, Verve 1956/2000.

КИНО, КОТОРОЕ МЫ СМОТРЕЛИ

«Терминатор-3. Бунт машин». Columbia Pictures/Видеосервис, 2003.

Заявленные характеристики Jamo C 809

Конфигурация    4 излучателя, 3 полосы
Акустическое оформление    фазоинвертор
Диапазон воспроизводимых частот, Гц 30 — 24000
Чувствительность, 2,81 В @ 1м    89
Номинальное сопротивление, Ом    6
Продолжительная мощность, Вт 200
Кратковременная мощность, Вт 400
Частоты раздела полос, Гц    150/2000
Габариты, мм    1157 х 252 х 428
Масса, кг   33,6

Не слишком ровный импеданс, достигающий очень низких для домашней акустики значений. Номинал — 3 Ом на 80 Гц вместо заявленных 6-ти, и до 500 Гц не превышает 4 Ом. В принципе, ничего страшного, просто способность работать с низкоомной нагрузкой станет решающим фактором при выборе усилителя. Очень важно то, что от второй частоты раздела (2200 Гц) и до верхней границы рабочего диапазона сопротивление не падает ниже 11 Ом. Следовательно, на высоких частотах усилитель будет работать в облегченном режиме при минимуме искажений. Первая частота раздела — 150 Гц, и в кроссоверах, судя по амплитуде выбросов, имеются фазовыравнивающие цепи.
Соответственно, фазовая характеристика укладывается в довольно узкие рамки, т.е. реактивная составляющая нагрузки очень мала. Фазоинвертор настроен на 32 Гц,  поэтому заявленная нижняя граница 30 Гц не вызывает сомнений.

Чувствительность АС не слишком велика, порядка 88 дБ, и для реализации их динамического потенциала потребуется усилитель мощностью никак не менее 80 Вт. Неравномерность характеристики незначительна, если не считать прогиба возле первой частоты раздела, достигающего 4 дБ. На второй частоте также наблюдается фазовая интерференция, но она сводится к минимуму при отклонении от акустической оси (зеленая и красная кривые соответствуют углам 30 и 50 град.). Правда, при этом заметно падает отдача твитера. Если звучание колонок вам покажется слишком ярким, легкий разворот внутрь будет им полезен.

Фазоинверторы работают вплоть до 25 Гц (-3 дБ). Трубы имеют незначительный резонанс на 750 Гц, который на слух заметить вряд ли возможно.