11 марта 2009, 10:32
Подготовлено по материалам журнала “Салон AV", август 2003, www.salonav.com
Экскурсия по заводу Jamo
«Если проследить историю Jamo за последние 10 лет, можно только удивляться темпам роста производства и финансовых показателей. А ведь офис, исследовательский центр и основные мощности этого гиганта находятся в Дании, в стране с самыми высокими в Европе налогами»
ПРИ СОВЕРШЕННО ОЧЕВИДНОМ капиталистическом укладе экономики Дания - страна с жестким государственным регулированием. Тот самый вариант, который мы пытались построить у себя, да так и не построили. Налоговая вилка для физических лиц от 40 до 63%, причем датчане относятся к этому спокойно и не пытаются хитрить, прекрасно понимая, что вкладывают деньги в будущее свое и своих детей. И высшее образование, и медицина в Дании бесплатные, а размер пенсии соизмерим со средним заработком. Как же в таких условиях Jamo удается выпускать массовую продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке? Ведь иных путей снижения себестоимости, кроме переноса производства в страны с дешевой рабсилой, уже практически нет. Да и Европейская экономика сейчас переживает не лучшие времена. Между тем компания успешно борется за покупателя на всех континентах и в прошлом году поставила 1,1 млн колонок в Европу, США и даже Китай. Первая причина - правильная тактика.
Как показал маркетинг, у современного покупателя нет ни времени, ни желания подбирать отдельные компоненты для стереосистемы или домашнего кинотеатра. Выигрывает тот, кто может предложить несколько готовых решений, из которых легко выбрать оптимальное для конкретных условий. Говоря откровенно, концепция не нова. Редкий брэнд сейчас не сулит комплексного подхода к формированию AV-систем. Вопрос в том, как реализуется этот принцип и насколько эффективно он работает.
ГИБКИЙ FLEXTRONICS
Наша экскурсия началась с посещения гигантского завода Flextronics, основная специализация которого - выпуск... мобильных телефонов для Siemens и Motorola. На самом деле ничего странного в этом нет, и у этого факта есть своя предыстория.
В 2000 г. отдел маркетинга Jamo (кстати, датчане произносят это слово «Емо», а не «Джамо», как принято в англоязычных странах) и компания «Русская Игра», ее российский дистрибьютор, разработали программу SoundGuide. Она дает возможность покупателю выбрать оптимальный комплект акустики, ответив всего на три простых вопроса:
• какова площадь вашей комнаты?
• вы предпочитаете музыку или кино?
• что для вас в музыке важнее, высокая мощность, глубокий бас или передача малейших нюансов (иными словами, макро- или микродинамика)?
А дальше просто - взаимное пересечение ответов в таблице дает один или несколько подходящих вариантов. Публика оценила изящество идеи, и продажи акустики заметно выросли. Для полноты картины не хватало лишь собственных электронных компонентов. Исторически сложилось так, что колонки Jamo продавались и демонстрировались вместе с усилителями и ресиверами Onkyo (Jamo является дистрибьютором Onkyo в Европе), но последние по дизайну и цене плохо вписывались в массовый, а следовательно, наиболее прибыльный в последнее время сектор рынка.
В конце прошлого года было принято решение о создании собственного DVD-ресивера, который должен быть привлекательным внешне, недорогим, надежным и технически совершенным. Поскольку аппарат создавался на перспективу, стоило бы учесть и современные тенденции в сфере домашнего кино. В частности, конвергенцию Home Entertainment и компьютерных технологий. Так при чем же здесь Flextronics и мобильные телефоны? Дело в том, что совместить техническое совершенство и надежность с невысокой ценой возможно лишь в том случае, если изделие выпускается большими тиражами, и при этом конвейер обеспечивает безукоризненное качество сборки. А Flextronics как раз находится в районе, где сосредоточена вся высокотехнологичная электронная промышленность Дании, его даже называют Telecom Valley. Представляете, в каких количествах выпускаются мобильники и какая при этом нужна точность сборки? Именно поэтому новый и очень важный для Jamo продукт, DVD-ресивер DVR-50, было решено собирать именно здесь.
По дизайну и конструкции аппарат довольно сильно отличается от аналогов других фирм. Начнем с того, что он поддерживает формат DivX, изначально предназначенный для скачивания нелегального видеоконтента через Интернет. Поскольку картинка в нем пишется в MPEG-4, а звук в mp3, степень компрессии довольно высока. Зато носителем служит копеечный CD-ROM, который записывается на обычном компьютере. Благодаря доступности формат уже вырос из коротких хакерских штанишек и начал успешно конкурировать с SVCD (подробнее о SVSD см. «Салон AV» №1/2001). Сейчас уже существуют три версии кодека DivX с несколько отличающимися алгоритмами компрессии - 3.11, 4.х и 5.х. Кстати, диски SVCD ресивер тоже воспроизводит, ведь в наше время не учитывать запросы китайского рынка нельзя, и этот формат вошел в число обязательных. Кроме того, DVR-50 декодирует диски, записанные с помощью альтернативных компьютерных кодеков XviD (видео) и Ogg Vorbis (звук). Это мудро, поскольку IT-технологии развиваются очень быстро, и никто не знает, какой формат будет популярен уже через пару лет.
Помимо универсальности, любой ресивер должен еще радовать владельца своим звучанием. Учитывая дизайн и габариты корпуса, было решено установить в DVR-50 импульсные усилители мощности. Они компактны, имеют высокий к.п.д. и не требуют больших теплоотводов, но у них есть и свои недостатки. В частности, высокий уровень ВЧ-помех, которые сложно отфильтровать, не испортив полезный сигнал. Чтобы решить эту задачу, были приглашены конструкторы из бюро Toccata, придумавшие знаменитый цифровой усилитель TACT Millennium. Они предложили два нестандартных решения - импульсные оконечники без общей обратной связи и единый тактовый генератор для звуковых декодеров и PWM-преобразователя.* Последнее решение позволило радикально снизить джиттер в аудиотракте и обойтись вообще без ЦАПов как таковых. Выходная мощность усилителей 5 х 50 Вт (RMS) при искажениях не более 0,01%. Отметим еще наличие у DVR-50 прогрессивной развертки в PAL и NTSC, встроенных декодеров DPL, AC-3 и DTS 5.1, видео-ЦАП с современными параметрами 12 бит/108 МГц и выход компонентного сигнала на SCART. Рекомендуемая розничная цена DVR-50 в Европе около С= 700.
И еще одна новость - в августе на том же «Флекстрониксе» начнется выпуск плазменных панелей с маркой Jamo. Они разработаны на базе PDP Fujitsu и впервые будут показаны на выставке «IFA-2003» в Берлине.
ЧЕГО ХОЧЕТ ЖЕНЩИНА...
Но подавляющая доля продукции Jamo, конечно же, приходится на акустические системы. В этой области фирма тоже не стоит на месте и предлагает несколько линеек, рассчитанных на различные категории меломанов и любителей кино. Дизайнерская серия Aesthetic, например, учитывает особенности женского вкуса. Исследования показали (да мы и так знаем), что при выборе домашней техники в большинстве семей последнее слово всегда остается за прекрасной половиной. Именно поэтому для разработки компонентов «Эстетик» были приглашены две дамы, имеющие богатый опыт в области промышленного дизайна. Они выбрали лаконичные прямоугольные формы и цветовое решение black & white, т.е. хай-тековские серебристые корпуса и черные грили. В этом же стиле выполнен и ресивер DVR-50, о котором я рассказывал выше. В линейке три комплекта театральной акустики в плоских, прямоугольных и овальных корпусах: A-410PDD, A-325PDD и A210PDD. Они устанавливаются на подставках или вешаются на стену и прекрасно сочетаются с современными мониторами - ЖК или плазмой.
О звуке здесь тоже позаботились: в колонках установлены мощные излучатели с неодимовыми магнитами, а сабвуферы построены по принципу пассивного излучателя. В отличие от традиционных фазоинверторных, такая конструкция имеет лучшие импульсные характеристики и не дает «турбулентных» призвуков.
Новая серия D4 в традиционных деревянных корпусах занимает промежуточное положение между дизайнерской и хай-файной. Пять колонок и активный сабвуфер выполнены в деревянных корпусах с характерным изгибом передней панели. В них установлены довольно необычные излучатели. Диффузор мидбасовых головок изготовлен из прессованного древесного волокна. Этот материал хорош тем, что все нити имеют разную толщину и диаметр, а следовательно, и разную частоту резонанса. В результате взаимодействия мелкие резонансы взаимно подавляют друг друга, и общий не возникает. Еще одно полезное решение - алюминиевая «пуля» вместо пылезащитного колпачка. Это теплоотвод, эффективно охлаждающий звуковую катушку. И дело здесь не только в надежности. Как известно, при нагреве обмотки ее сопротивление падает, а ток, наоборот, растет (закон Ома, ничего не поделаешь). При этом растет и магнитная индукция в зазоре, а стало быть, и амплитуда колебаний диффузора. Система перестает быть линейной, ее АЧХ начинает зависеть от амплитуды сигнала. При охлаждении звуковой катушки этот эффект сводится к минимуму. У твитеров D400 диафрагма тоже непростая - два мягких концентрических кольца с фазорассеивателем в центре. В производстве такие пищалки неудобны, но они обладают широким диапазоном частот и лучшими, по сравнению с купольными, пространственными характеристиками.
Еще одна новая линейка, которую нам продемонстрировали в Глингоре - E8. Это решительный шаг в сторону аудиофильского звука. Толщина корпусов увеличена, в кроссоверах используются только пленочные конденсаторы, а диффузоры НЧ-драйверов изготовлены из бумажной пульпы с минеральными добавками. Причем влага из заготовок удаляется не отжимом, а долгим высушиванием на воздухе. Таким образом, достигаются наилучшие акустические свойства диффузоров - легкость, жесткость и внутреннее демпфирование. У сабвуфера Е8SUB диапазон рабочих частот начинается с 20 Гц (-7,5 дБ), и обеспечивается это двумя мощными головками с очень низким резонансом. Кроме того, АЧХ системы выравнивается специальным фильтром BGC (Boundary Gain Compensation).
Многое из того, что мы видели на презентациях, удалось послушать. Наибольшее впечатление произвели плоские сателлиты D400 с сабвуфером D4SUB - было полное ощущение, что играют большие напольные колонки D450, которые на самом деле подключены не были. Их мы слушали позже, с DVD-ресивером DVR-50. Звук получается плотный, энергичный, с прозрачным верхним диапазоном. Ощущения «цифры» не было, хотя DVD звучали заметно лучше CD, а DivX с mp3-саундтреком был легким наброском звуковой картины. С изображением, кстати, история примерно та же - DVD воспроизводился почти идеально на 42-дюймовой плазме, а DivX - словно на мониторе устаревшего компьютера. А что вы хотели от хакерского формата?
НИКТО НЕ ЗАБЫТ
Рассказать подробно обо всем, что выпускает Jamo, в одной статье невозможно. Помимо перечисленных, есть еще несколько линеек акустики, в т.ч. и D8, адресованная самым требовательным слушателям. Специальный филиал в США разрабатывает колонки для Custom Installation - встроенные и всепогодные, и даже ландшафтные, в виде камней. А совсем недавно был образован дочерний брэнд под названием PJ (первые буквы имен основателей), который должен занять самый нижний ценовой сегмент рынка. Первая продукция - «театры в коробке» начального уровня, сочетающие невысокую цену с техническими решениями (правда, в несколько упрощенном виде), применяемыми в более дорогих линейках. Производиться она будет и в Дании, и в Китае, но под неусыпным контролем датских специалистов. А чтобы покупатель знал, с кем имеет дело, на лицевой панели народных компонентов есть надпись «SoundDesign by Jamo». Первая продукция с логотипом PJ появится в России уже в сентябре нынешнего года.
Но это еще не все. Представители компании сообщили, что уже решен вопрос о создании еще одного подразделения, которое займется разработкой и выпуском акустики класса High End. Угадайте, как оно будет называться? Правильно, JP. Таким образом, Jamo охватит все сферы рынка, за исключением, пожалуй, car audio. И лишь потому, что компания сама не производит динамические головки, а заказывает их у наиболее авторитетных европейских фирм. Научные исследования (R&D) проводятся в собственной лаборатории при заводе, которая одновременно является и экспериментальным КБ. Образцы колонок испытываются и обмеряются в безэховой камере, в которой нам удалось побывать. Надо заметить, что эта комната производит впечатление даже на видавших виды специалистов. В ней заглушены стены, потолок и даже пол. Ходить приходится по тонкой стальной сетке, а под ней, на глубине примерно двух метров, видны «горные хребты» из поролона. Разговаривать там просто невозможно, кажется, будто уши заложены напрочь. Именно здесь был создан фирменный «емовский» фазоинвертор переменного сечения Jamo Convex Tapered Vent, не создающий турбулентных призвуков. Был запатентован и акустически «мертвый» материал, состоящий из синтетической пены с добавлением кварцевого песка. Из него отливаются лицевые панели АС элитных серий.
РУКАМИ НЕ ТРОГАТЬ
Разумеется, при объеме выпуска, исчисляемого миллионами единиц в год, производство на заводе в Глингоре полностью автоматизировано. Это - градообразующее предприятие, из 1500 жителей городка на Jamo работают 250.
Древесина (фанера, МДФ, ДСП) поступает из Норвегии, причем ж/д составы заходят непосредственно в помещение склада. Из него листы на роликовых транспортерах подаются в раскройный цех, где режутся на заготовки под конкретную модель АС. Затем одна из наиболее ответственных операций - наклеивание виниловой пленки. Лента из нескольких рулонов (каждая модель АС выпускается в различных цветовых вариантах) накатывается на поверхность заготовок резиновыми валиками и отрезается по краю. Для упрочнения соединения листы прогреваются в печи, после чего поступают на линию с ЧПУ. Там снимаются фаски, вырезаются отверстия под динамики, порты фазоинверторов, входные клеммы и т.д. Затем коробка складывается, клеится, сушится и подается в цех окончательной сборки. Там устанавливаются кроссоверы, головки и делается внутренняя разводка. Финал - ОТК и упаковка.
Доля ручного труда в процессе производства минимальна. В основном это контроль автоматики, сборка и внешний осмотр корпусов. На складе готовой продукции, длина которого более километра, людей вообще нет. Коробки распознаются по штрих-коду и по транспортеру подаются на нужный терминал. Срок поставки в любую точку Европы или Азии - 72 часа со дня поступления заказа.
Помните, в начале статьи мы спрашивали, как же Jamo умудряется в одной из самых дорогих стран ЕС выпускать конкурентоспособную продукцию? Вот вам второй ответ - за счет высокой производительности, малой доли высоко оплачиваемого в Европе ручного труда и жесточайшего контроля качества. Конечно, потребовались огромные финансовые вложения в строительство и оборудование завода - некоторые станки стоят более миллиона евро - но к сегодняшнему дню эти затраты уже окупились. Вот почему вопрос о переводе фабрики в Китай даже не рассматривается...