13 июня 2008, 11:07
За окном шел год 1992. На экранах телевизоров шел диснеевский сериал про отважного и непобедимого супергероя Черного Плаща. Помню, как в одном из эпизодов главный герой со своей маленькой племянницей попадают в прошлое, в магазин грампластинок. Черный Плащ пытается путано объяснить ребенку, что такое виниловая пластинка, и та, сообразив, прерывает его возгласом: «Это такие древние компакт-диски!». Помню ту зависть, которая проснулась в нас, везет же людям – они забыли, что такое огромные, хрупкие, быстро царапающиеся пластинки. Компакт-диск казался чем-то вожделенным и недосягаемым…
Выражение «Виниловый Ренессанс» я впервые услышал в Москве, году в двухтысячном. Связано оно было в основном с появившейся в состоятельных околобогемных кругах модой на ламповые усилители и смутными слухами о появлении нецарапающегося «тяжелого винила». Реально же, такие легендарные бренды, как Dual и Thorens* (об их прошлом и настоящем дальше в статье), просто исчезли с прилавков магазинов. Дилеры Rega Research больше уповали на комфортно звучащие компакт диск плееры. Фирма Pro-Ject настораживала тем, что собиралась где-то в Европе и стоила, да и сейчас стоит подозрительно дешево.
И был виниловый Hi-End… Прекрасный, блистающий (отдельными узлами) и недоступный.
Как выход небогатые владельцы сохранившихся виниловых коллекций приобретали добротные проигрыватели популярных производителей Technics, Denon, Marantz, Sherwood. Чаще всего, это были бюджетные «автоматы» стоимостью от ста до двухсот долларов, выглядящие и звучащие в непритязательном стиле конца 80-х.
В начале двухтысячных дело с недорогой аудиотехникой и самим понятием Hi-Fi обстояло еще более печально: новые форматы с высокой степенью разрешения DVD-Audio и SACD переориентировались на дорогостоящую аппаратуру, и вышли из бюджетной области. Бонусная возможность воспроизведения этих форматов на стодолларовых DVD плеерах оказалась в условиях нашей действительности невостребованной**.
Большинство производителей Hi-Fi электроники, даже переведших свое производство в страны Юго-Восточной Азии (Arcam, Musical Fidelity) переориентировались на производство гораздо более дорогостоящей, с бюджетом от тысячи долларов, аппаратуры. Фирмы NAD, Denon, Marantz, Harman/Kardon сместили акценты производства в сторону домашнего кинотеатра среднего уровня. Качественный звук с компакт диска стал удовольствием дорогим. А после тотальной переориентации российского и белорусского рынков аудиотехники на доступный (до пятисот долларов за комплект) домашний кинотеатр - для старшего поколения и мультимедийную компьютерную акустику - для подростков, еще и малодоступным***.
На сегодняшний день ситуация с доступными (от трехсот долларов) Hi-Fi компонентами значительно улучшилась, но это тема для другого исследования. Сейчас поговорим о… недостатках винила:
1. Вместо небольшой, экономичной, в смысле энергопотребления коробочки, с услужливо выезжающим лотком для диска, мы получаем громоздкое, хрупкое, капризное сооружение, состоящее из массы комплектующих, часть из которых - головка звукоснимателя (от 30-ти долларов) и приводной ремень двигателя - подлежат регулярной замене.
2. Практически все узлы проигрывателя винила требуют настройки и регулировки. Можно все это сделать и на глаз, значительно ухудшив при этом качество звучания.
3. Время звучания ограничено тридцатью минутами - чаще это время еще меньше. После чего пластинку надо переворачивать или менять. Делать это нужно крайне бережно и осторожно. Процесс ухода за пластинками, и вовсе напоминает религиозный ритуал.
И все это для того, чтобы добиться такой эфемерной субстанции, как живой, эмоциональный звук? Если «ДА» - идем дальше.
Конструктор под названием «Виниловый проигрыватель».
1. Проигрыватель грампластинок – ящик средних размеров, внутри которого или сбоку от которого находится двигатель + опорный диск + мат, на который ложится пластинка.
Pro-Ject - RPM 1
2. Тонарм – очень изящное устройство, обеспечивающее бережное движение иглы звукоснимателя по звуковым канавкам пластинки.
Rega RB250
3. Головка звукоснимателя – сложной формы миниатюрная коробочка с красиво называемым – кантеливер - поводком, на котором установлена алмазная головка. По типам, головки звукоснимателя делятся на два вида: с подвижным магнитом ММ-тип и подвижной катушкой MC-тип. Вторые считаются более качественными, хотя и стоят значительно дороже.
Ortofon OM 3E
4. Условно, частью проигрывателя винила можно считать фонокорректоры (усилители-корректоры), иногда встраиваемые непосредственно в корпус проигрывателя грампластинок. Вещица эта очень интересная, сильно влияющая на звук и в ряде случаев недорогая.
Cambridge Audio Azur 640P
Заметим, что эти четыре части, взяв за основу проигрыватель грампластинок и тонарм (если покупать отдельно, не считая популярнейшей модели Rega Research RB 250, это очень дорогостоящее устройство), можно варьировать во всевозможных сочетаниях, добиваясь своего звука, что, с моей точки зрения, и является главным в выборе винилового варианта.
«Возвращение патриарха. Thorens.»
Легенда виниловой Hi-Fi индустрии, родившаяся в 1883 году в Швейцарии как фирма по производству музыкальных шкатулок, через двадцать лет приступила к выпуску фонографов Эдисона, а еще через три года - граммофонов.
Как уже упоминалось, попытка в середине девяностых годов прошлого века перейти на цифровую технику и электронику не принесла ожидаемых результатов. Только в 2002 году усилиями Хайнца Родера, выкупившего у владельцев торговую марку, и перенесшего производство в Германию (а не в Китай!) Thorens вновь занял лидирующую позицию в верхнем сегменте виниловой Hi-Fi аппаратуры.
Начальная модель Thorens TD 170 phono стоимостью порядка пятисот долларов может проигрывать пластинки на скоростях 33, 45 и 78 оборотов в минуту, оснащена тонармом TP18 собственного производства и головкой звукоснимателя Ortofon OMB10, имеет встроенный фонокорректор, а для ленивых пользователей - функцию возврата тонарма после проигрывания пластинки.
«Взлеты и падения. Dual.»
Начав свою историю в 1990 с производства пружинных механизмов и моторов для граммофонов, германская компания «Братья Штейдингер» к 1927 перешла к выпуску электродвигателей и была переименована в Dual. К 1937 году подоспел и собственный проигрыватель грампластинок. Дальше - больше, компания одной из первых выпускает пьезоэлектрический звукосниматель, к концу пятидесятых смело ставит на стереозвучание, а в начале семидесятых опрометчиво на квадрофонию. Родившаяся с началом двадцатого века компания Dual тихонько ушла в тень в его конце, чтобы спокойно, но уверенно заявить о себе в начале двадцать первого.
Dual CS 410, миди-форматный (360мм шириной) проигрыватель виниловых дисков со встроенным фонокорректором, гуманной стоимостью порядка трехсот долларов. В качестве головки звукоснимателя выступает MM-картридж с алмазной иглой (DMS 402 S), возможно собственного производства.
«Детская мечта Роя Ганди. Rega Research.»
История создания и развития современной английской аудиолегенды - компании Rega Research - это история меломана и конструктора-самоучки, который сумел за тридцать пять лет пройти путь от самодельного, но оригинально звучащего проигрывателя грампластинок до полной, включая производство собственных головок звукоснимателей и очень популярных у других производителей проигрывателей, как комплектующее, тонармов, гаммы современных аудио компонентов. Нечто похожее, в смысле ассортимента, можно найти у итальянской компании Blue Note, но в том, что касается винила, цены у Rega Research намного ниже.
Rega Research P1 - самый демократичный продукт компании стоимостью порядка четырехсот долларов, укомплектован тонармом Rega RB100 и головкой звукоснимателя Ortofon OM5e. Встроенного фонокорректора нет, прозрачную защитную крышку, не знаю как сейчас, раньше можно было докупить, как опцию. Без нее проигрыватель выглядит гораздо серьезнее и привлекательнее.
«Братья по оружию. Pro-Ject.»
Можно сказать, что одним из последствий развала блока социалистических стран стало воплощение мечты австрийца Ханца Лихтенегерра - создавать аудиофильные проигрыватели грампластинок по невысоким ценам. Теперь, разрабатываемые в Австрии виниловые проигрыватели, производятся в Праге (для тех, кто не знает, это в Чехии). Кроме того, за восемнадцать лет существования, фирма разработала, и теперь с успехом производит серию миниатюрных электронных устройств, начиная с недорогих фонокорректоров до компьютерных цифро-аналоговых преобразователей.
Полностью укомплектованный проигрыватель Pro-Ject Debut III Phono, в комплекте с тонармом Pro-Ject 8.6, головкой звукоснимателя Ortofon OM5e и встроенным фонокорректором можно купить за сумму порядка пятьсот долларов. Если же остановить свой выбор на модели без усилителя-корректора, то можно уложиться в триста пятьдесят долларов, порадовав при этом себя ярким цветом проигрывателя.
P.S. Любопытные и заинтересованные могут обратиться по телефону 8-029-3394698, в будние дни с 16.00 – 20.00.
*Thorens распродавала остатки ужасно помпезной электроники, с подобием автомобильного замка на месте кнопки включения.
**пиратских SACD дисков я не видел не разу.
***основной вопрос меломанов, звучавший в Англии начала 70-х: «Как один усилитель может звучать лучше другого?» для нас до сих пор остается открытым.
С Уважением, Валерий Наумчик.
P.S. Любопытные и заинтересованные могут обратиться по телефону 8-029-6983107, в будние дни с into_v@tut.by