Дистрибуция Hi-Fi и
AV-техники в Беларуси

CD-проигрыватель и стерео усилитель Cambridge Audio Azure 851С/851A ("Pro High End" №03 2013)

18 января 2014, 17:03

Подготовлено по материалам журнала "Pro High End", март 2013, www.prohighend.ru

CD-проигрыватель и стерео усилитель Cambridge Audio Azure 851С/851A

«Принято считать, что ореол легендарности и насыщенная историческая канва окружают по большей части компании premium-сегмента. В отличие от них, Cambridge Audio — английский производитель с 45-летним стажем, прославился прежде всего благодаря своей mainstream-технике, иными словами — добротному среднему Hi-Fi. Тем не менее, в его биографии тоже есть чем гордиться»

Cambridge Audio Azure 851С/851A

Несложно догадаться, что основана компания была неподалеку от Кэмбриджа, вдобавок — выпускниками одноименного университета; а первым, скажем так, «результативным» разработчиком компании стал Стэн Кертис, также работавший с Quad, Rotel, Mission, B&W, Monitor Audio, Teac, Wharfedale, Sugden, Celestion, QED и многими другими производителями. Он же, кстати сказать, является сооснователем концерна IAG, одного из крупнейших производителей аудиотехники в мире, ныне принадлежащего братьям Чанг, Бернарду и Майклу.

Так вот, в качестве инженера Cambridge Audio Стэн в 1976 году спроектировал для компании усилитель Classic One, а также серию усилителей с общим индексом P. Десять
лет спустя настала эпоха цифрового звука — и на свет из-под его «пера» появился 2-блочный (транспорт+ЦАП) проигрыватель CD1. Последовавшая за ним модель CD2 была уже интегральной, но — тоже со своей изюминкой, в виде 16-кратной передискретизации исходного сигнала. Нельзя не отметить и акустические системы под индексом R, использовавшие довольно экзотическое оформление НЧ-звена «трансмиссионная линия».

В 1994 году Cambridge Audio был поглощен только что образованной компанией Audio Partnership, принадлежащей Джулиану Ричеру, который также является владельцем торговой сети Richer Sounds, основанной в 1978 году. Джулиан начал заниматься торговлей аудиотехникой в 14 лет, в 17 на него уже работали 3 человека, а в 19 он открыл свой первый магазин в районе Лондонского моста. Сейчас их больше полусотни, а книга рекордов Гиннесса гласит, что Richer Sounds продает больше всех техники в мире, в пересчете на квадратный метр. Сам же Джулиан в свободное от работы время «барабанит» в джаз-банде.

Итак, девяностые. Они запомнились поклонникам марки прежде всего по продуктам, разработанным Джоном Уэстлейком, ранее трудившимся в Pink Triangle. Его авторству принадлежит серия ЦАПов DACMagic, проигрыватели CD4 и CD6, а также пара транспорт/ЦАП DiscMagic/IsoMagic, где конвертер выглядел как подставка под транспорт, но, тем не менее, мог похвастаться даже HDCD-декодером. По моему личному убеждению, IsoMagic стал своего рода квинтэссенцией дизайнерской идеи Cambridge Audio, всегда старавшейся разрабатывать и производить максимально компактные по высоте устройства. А где сейчас трудится Джон? Обратите внимание на продукцию Audiolab и Peachtree.

Десять лет назад началось производство серии Azur, в рамках которой два года спустя были анонсированы флагманские аппараты под индексом 700. Еще через год он увеличился на сотню — и реализовался в лице CD-проигрывателя и усилителя с порядковыми номерами 840. «Семисотая» же серия стереоаппаратуры была выпущена только в 2007 году, но сейчас под этим индексом производится старшая кинотеатральная серия. Наконец, на прошлогодней выставке в Лас-Вегасе были представлены CD-проигрыватель и интегральный усилитель серии 851, которые мы сегодня и послушаем.

CD-проигрыватель Azur 851C
Блок питания аппарата основан на тороидальном трансформаторе, суммарная емкость конденсаторов превышает 20 тысяч мкФ. Транспорт собственной разработки установлен на алюминиевом профиле. Прием и передача цифрового потока осуществляются посредством двух чипов от Cirrus Logic (с индексами 8406 и 8416 соответственно), а за цифровую связь с внешним миром отвечают оптические, коаксиальные и балансные входы/выходы. Кроме этого, на базе приемопередатчика USB3320 от компании SMSC в проигрывателе реализован USB-вход с опциональным разрывом «земли» и возможностью приема сигнала с разрешением вплоть до 24/192.

Cambridge Audio Azure 851С/851A

Однако, безусловно, главным достоинством этого аппарата является схема цифро-аналогового преобразования, разработанная и реализованная в сотрудничестве со швейцарской компанией Anagram Technologies. Благодаря технологиям Q5 и ATF2 (Adaptive Time Filtering) исходный цифровой поток с разрешением 16/44,1 пересчитывается до сигнала с разрешением 24/384 с помощью 32-битного процессора ADSP-BF532 серии Blackfin от Analog Devices. За конвертацию полученного сигнала в аналоговую форму отвечает пара ЦАПов AD1955 от этой же компании. Имеется также возможность переключения режима цифровой фильтрации (3 варианта) и отключаемая регулировка громкости, но, насколько я понял, — не в аналоговой форме, а посредством процессорной обработки, то есть без особой нужды ее, вероятно, все же лучше не задействовать.

Интегральный усилитель azur 851А
Основной блок питания усилителя построен на базе массивного тороидального трансформатора мощностью порядка 800 Вт. Он установлен в центре корпуса и достаточно нетрадиционно окружен радиаторами выходных каскадов. Суммарная емкость конденсаторов в блоке питания составляет 60 тысяч мкФ. На задней стенке установлен еще один небольшой «тороид», предназначенный для питания предварительных каскадов. Выходные каскады усилителя построены с использованием 10 транзисторов Sanken, 2SA1295 и 2SC3264 (200 Вт, 17 А, 230 В).

Cambridge Audio Azure 851С/851A

По сравнению с прошлой версией изменения коснулись коммутационного оснащения (добавился второй балансный вход) и метода регулировки громкости: если раньше использовалась дискретная схема из резисторов и переключающих их реле, то сейчас установлена пара резистивных матриц MAS6116 от Micro Analog Systems. Прошлый метод, безусловно, «аудиофильней», но, по слухам, он был небалансным по реализации, в отличие от нынешнего.

Из функционального оснащения стоит отметить отключаемый темброблок с центральными частотами 10 Гц и 20 кГц при глубине регулировки ±10 и ±7,5 дБ соответственно, а также возможность фиксации уровня громкости для любого входа. Подчеркну, что регулировка не исключается из сигнального тракта, но — фиксируется на определенном значении, что позволяет интегрировать усилитель, например, в систему ДК, но не превращать его в полноценный усилитель мощности. Любопытна также отключаемая функция volume ramp, благодаря которой при переводе в режим standby аппарат медленно снижает громкость до нуля, а при выходе из него восстанавливает первоначальное значение.

Основная же «изюминка» аппарата заключается в использовании режима усиления XD (crossover displacement — управляемое смещение), который, по утверждениям разработчиков, предлагает следующие достоинства его использования. На малых уровнях сигнала этот усилитель работает в классе А — постепенно, с ростом выходной мощности, переходя к классу В. Однако с распространенным классом АВ эта схема имеет мало общего. Поскольку точка смещения задерживается на нулевом, самом губительном с точки зрения качества звучания, уровне гораздо меньше, то переход из одного режима в другой становится гораздо более плавным и линейным — по крайней мере, в теории и по результатам измерений. На данную технологию даже выдан патент Соединенного Королевства за номером GB 0505024.0.

Прослушивание
Думаю, что не погрешу против истины, если скажу, что появление пары аппаратов под номером 851 в нашей комнате прослушивания не произвело эффекта разорвавшейся бомбы. Придя в Россию пару десятков лет назад, продукция компании больше не исчезала из моего поля зрения, обзаводясь, сообразно времени, новыми позициями, претерпевая метаморфозы, не просто всегда оставаясь на плаву, но и явно с каждым годом отвоевывая позиции у конкурентов. И потому некие «предустановки» в отношении флагманских моделей проигрывателя и усилителя были сформированы еще до момента очного знакомства. Оставалось только сделать контуры этих представлений четче и трансформировать представления во впечатления.

Пожалуй, начнем с творчества Гордона Мэтью Томаса Самнера, более известного как Стинг. Запускаем песню «It’s Probably Me» с альбома «Ten Summoner’s Tales». Справедливости ради, конечно, отметим, что это творение не только Стинга, но и Клэптона, и, безусловно, Майкла Кэймена. Саксофон Дэвида Санборна, витиевато оттеняя многоликую гитару Клэптона, уверенно прорисован на переднем плане, а поздние переотражения перкуссии создают ощущение весьма немалого пространства вокруг. В высшей степени профессионально записанный трек (даром что был выбран заглавной темой к третьей части «Смертельного оружия»), и качество воспроизведения вполне соответствует ожиданиям. Стинг великолепен. И сквозь композиторский талант просматривается его увлечение джазом. Ритмический рисунок завораживает, а память услужливо рисует дорожку горящего бензина с ползущими поверх титрами фильма.

Браво, «Кембридж»! Браво, парни! И респект Кэймену, без которого все было бы совсем иначе. И уж если вспоминать о нем... Последняя вещь, написанная Майклом, — незамысловато названная вещица «Quintet», исполненная коллективом Canadian Brass, стала своего рода прощанием талантливого мастера. Валторна, со вступления которой открывается тема, выступая в качестве одного из главных солирующих инструментов, в исполнении дуэта от Cambridge Audio наполняется некоторой сдержанностью, присущей продукции Cambridge Audio по праву и месту рождения. Хотя с этой стороны я не могу предъявить каких-либо претензий — будь то «Паяцы» Леонкавалло или «Золото Рейна» Вагнера. И пусть накал страстей древнегерманских саг не находит полного отклика в моей душе, но эмоции поднимаются, заставляя сопереживать, рисуя образы давно ушедших богов. Спускаясь на бренную землю, ставлю «Minor Earth Major Sky» от A-ha: великолепный голос Мортена Харкета находит абсолютно достойную, адекватную систему воспроизведения «в лице» 851-х. И в этой версии, как ни странно, он мне нравится больше, нежели в живом исполнении, и гитара Фурухольмена пружинит перебором струн. Отмечаю про себя некую явственно слышимую упругость щипка, придающего звучанию особый «вкус». Скольжение пальцев вдоль струны, призвуки корпуса — всё это создает атмосферу. Обилие деталей в записи завораживает, подобно изменяющемуся узору калейдоскопа. Становится понятно, откуда такая поистине всенародная любовь к троице из Осло. Кажется, они нравятся всем. Несколько их альбомов я самолично наблюдал на компьютере моего знакомого музыканта, всю свою сознательную жизнь исповедующего hard’n heavy. Их слушают и в машинах, и в наушниках плейера. Но, прослушивая на CA, чувствуешь: к этой любви добавляется уважение. Поскольку картинка проявляется, обретая контур и глубину, всё становится ясно, как божий день. Всё как на ладони. И владение инструментами, и звукорежиссерский талант, и безусловный вкус при разработке самой концепции звука. Памятуя о ранее имевшем место знакомстве с более младшими моделями, хочу отметить, что преемственность этой самой концепции присуща и продукции Cambridge Audio. Что, на мой взгляд, большой плюс. А новинкам из 800-й серии — плюс вдвойне.

Их функциональность выверена так же, как и внешний вид. Пожалуй, только два вопроса заставили меня задуматься. Зачем в компании упорно снабжают 851А выходом на вторую пару акустических систем, и к чему 851С три режима цифровой фильтрации, ежели разница между ними меньше девиации эмоционального фона за единицу времени, требуемого для того, чтобы эти самые режимы переключить?

Впрочем, ответ я, похоже, знаю и сам: «Чтобы было». Или так: «Вам удобно. А нам не дорого. Оттого и не жалко». И не могу не согласиться с этой логикой. А вот что не вызывает вопросов, — так это наличие XLR-коммутации. Здесь разница между XLR и небалансным соединением была не разительной, но явственной. Даже на достаточно бюджетных комплектах проводов. Звучание файлов с ноутбука, подключенного с помощью USB-кабеля к соответствующему входу CD-проигрывателя, вполне убедительное. Максимально приближенное к звучанию физического носителя, с которого была сделана запись. Разница слышна, но при правильно проведенном «слепом» тесте гарантирую невозможность 100%-го узнавания и различения (разумеется, если сама запись сделана «прямыми руками»). Ну а для того, кому этого покажется мало, — внешний ЦАП. Но это уже перфекционизм. Хотя — с другой стороны — думается, что именно в стремлении к совершенству залог сегодняшнего успеха Cambridge Audio. Оно же — стартовая площадка успеха завтрашнего.

Вывод
Выверенный, грамотно сконструированный, технически близкий к совершенству в своей ценовой категории продукт. Продукт, который отрабатывает каждый вложенный в него рубль/фунт/доллар/евро. Аппараты, которые закрывают большинство вопросов, связанных с коммутацией и совместимостью. Если музыка нравится вам больше изучения технических аспектов — вам сюда. Если наоборот — тем более.