18 февраля 2011, 11:08
Подготовлено по материалам журнала “Салон AV", январь 2010, www.salonav.com
Blu-ray – проигрыватель Marantz UD9004
“C точки зрения звука Marantz UD9004 почти не дает поводов для критики, особенно в многоканальной системе”
Существуют разные мнения насчет точки отсчета, с которой начинается история кинематографа. Одни киноведы полагают, что это 28 декабря 1895 года — первый платный киносеанс в Париже на бульваре Капуцинок*, на котором показали ролик «Выход рабочих с фабрики». Другие убеждены, что рождение кино произошло на девять дней позже — когда в том же зале братья Люмьер показали фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты». Говорят, некоторые зрители в ужасе бежали из зала — столь сильное впечатление на них произвел паровоз, «въезжающий» в кинозал.
На самом деле обе точки зрения верны: на первом сеансе кино стало бизнесом, на втором — искусством.
История развития техники, возможно, не столь значима для человеческой цивилизации, как история искусства. Хотя, если быть справедливым, они идут рука об руку. Вспомните хотя бы Леонардо да Винчи, великого художника и не менее великого инженера.
Техника домашнего кино тесно связана с искусством: если она совершенна, мы получаем возможность испытывать такие же сильные чувства, как и в большом кинотеатре — не подвергая себя риску заразиться гриппом или как минимум испытать дискомфорт от общества чужих и нередко дурно воспитанных людей. Проблема — в словосочетании «если она совершенна».
Сейчас нам предстоит познакомиться с аппаратом, который, возможно, ему соответствует. Оговорка «возможно» здесь не случайна — солидная масса проигрывателя, внушающий уважение вид и даже впечатляющая цена не могут сами по себе гарантировать, что перед нами — истинное произведение инженерного искусства, способное воссоздать эффект эмоциональной вовлеченности — главное, за что мы любим кино.
Среди тех проигрывателей Blu-ray, которые уже были протестированы в нашей редакции, это свойство в полной мере было отмечено, пожалуй, у единственного аппарата — Blu-ray-транспорта Denon DVD-2500BT. Выдающиеся, без преувеличения, кинематографические способности достигаются у него не только благодаря прецизионному загрузчику, грамотной конструкции и добротным комплектующим, но и с помощью простого «хирургического» метода — за счет полного удаления аналогового тракта видео и звука. Что, кстати, позволило существенно снизить цену.
Разумеется, тот аппарат предназначен для предельно узкого применения — в роли источника в серьезных кинотеатральных системах, и не более. Что подразумевает наличие отдельного проигрывателя для музыки. Методологически это, возможно, правильно, однако многие наверняка предпочтут потратить равную или даже большую сумму на источник универсальный, обладающий поддержкой всех «респектабельных» форматов видео и звука, включая Blu-ray, SACD, DVD-Audio и CD-DA. Первый подобный проигрыватель появился в конце 2008 года — то был Denon DVD-A1UD, модель весьма серьезная, но утилитарная и лишенная ореола исключительности — любители бескомпромиссной техники ждали чего-то более эксклюзивного. Кандидатом на роль абсолютного флагмана (естественно, временно — пока не раскачаются производители экстремально дорогой техники) стал Marantz UD9004.
Впервые о нем было объявлено в марте 2009-го. Информация сопровождалась фотографией и получила немалый резонанс на специализированных форумах, хотя ни цена, ни точное время выхода в свет известны не были. Летом пришло уточняющее сообщение: долгожданный источник должен выйти в августе, появилось и новое фото — всего за несколько месяцев внешность UD9004 была коренным образом изменена. Это важно, поскольку показывает, насколько интенсивно велась работа над моделью.
СИЛА ПРИТЯЖЕНИЯ К МАССЕ
Результат усилий разработчиков вы видите на фото — на наш взгляд, дизайн удачен и точно отражает класс модели. Удивительное сочетание изящества и солидности.
Видно, что аппарат массивный, но только когда берешь его в руки, понимаешь, насколько он тяжелый — 19,2 кг. Для сравнения: самый «весомый» проигрыватель Blu-ray из теста в прошлом номере потянул всего на 4,9 кг. Кстати, это был тоже Marantz.
Обратите внимание на то, как грамотно расположены на корпусе кнопки управления транспортом: слева от лотка — Eject и Pause, справа — Play и Stop, под загрузчиком — клавиши перемещения по трекам. Сам лоток тонкий, но это не должно смущать — он сделан из металла, и прочность сомнений не вызывает. При этом двигается абсолютно бесшумно — это фирменный Marantz Precision Mecanism. Кстати, именно такие «мелочи» доставляют в совокупности особое удовольствие от общения с реально дорогой техникой. В отличие от заурядных изделий, на которые просто задрали цену.
В нижней части передней панели — откидывающаяся крышка, под ней прячется от пыли слот для карт памяти SD/SDHC и несколько кнопок, которые могут понадобиться попутно с загрузкой диска в лоток: режим работы интерфейса HDMI, разрешение на выходе, а также переключатели PURE DIRECT, SOUND MODE и SD/DISC (карта памяти или диск). Но самое интересное — сзади.
Не будем перечислять все разъемы, сразу перейдем к главному: интерфейсов HDMI — два, оба — версии 1.3a. Под одним стоит обозначение VIDEO, под другим — AUDIO. На самом деле оба выхода совершенно равноправны и могут конфигурироваться по отдельности через настроечное меню. При необходимости вывести сигнал на два дисплея они могут работать как обычные HDMI, передавая одновременно цифровые потоки видео и звука. Но более разумно использовать их именно так, как подсказывают обозначения на коммутационной панели: к одному подключать телевизор или видеопроектор, к другому — ресивер. При этом аппарат допускает возможность отключения у одного интерфейса аудио, а у другого — видео. Все-таки передача по одной линии достаточно «тяжелых» цифровых потоков разного рода — не лучшее решение с точки зрения качества изображения и звука. Для бюджетной техники сгодится, но в топовых системах эти потоки должны передаваться отдельно.
Следует заметить, что и упоминавшийся выше Denon DVD-A1UD тоже имеет два интерфейса HDMI и схожие возможности для их настройки. Вообще коммутационные панели двух аппаратов полностью идентичны по набору разъемов, а их правые части, отданные видео и управлению, совпадают также по расположению. Отличается лишь компоновка звуковых аналоговых интерфейсов, хотя их состав совпадает: имеются аналоговые выходы 7.1 и отдельные балансные стереофонические. Оба брэнда не скрывают внутреннее устройство аппаратов — их фото можно легко найти в Интернете.**
Различия в расположении аналоговых выходов звука объясняются разной конструкцией соответствующих блоков. У Denon на одной общей большой плате находятся аналоговые каскады, работающие на фронтальные и балансные выходы, а также блок питания, плата с тыловыми, боковыми, центральным и басовым каналами (на фото не видна, она снизу). У Marantz на одной плате размещены модули фронтальных каналов и блока питания звуковой аналоговой части, балансные выходы — отдельно, разделены на две платы все остальные каналы. Блок питания UD9004 «побогаче» — выше емкость конденсаторов фильтра. Причем речь идет только об аналоговой части звука — цифровые и видеоцепи питаются раздельно. Трансформаторы здесь также разные: у Denon — на Ш-образном сердечнике, у Marantz — тор, закрытый медным экраном.
Кстати, о меди. Первое, что бросается в глаза, когда достаешь UD9004 из упаковки, это медные винты по всему корпусу и довольно крупные ножки из того же металла. Шасси, состоящее из трех секций, тоже покрыто медью. Скорее всего, нарочито выделяющийся медный крепеж должен обеспечить лучший электрический контакт между каркасом и стальными корпусными панелями. Верхняя крышка — двухслойная, именно это отчасти объясняет немалую массу аппарата. Смысл прозрачен: с увеличением массы проигрывателя резонансная частота его корпуса уходит вниз за пределы слышимой области. Такая защита от вибраций обходится дешевле, чем сложные конструкции с применением аэрокосмических материалов.
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИКРОМИР
Та часть схемы, что занята декодированием DSD-потока, позаимствована у знаменитого SACD-плеера Marantz SA-7S1, она построена на двух процессорах SHARC от Analog Devices. На аналоговых выходах — фирменные модули HDAM версий SA и SA2. Звуковые ЦАПы собраны на микросхемах AKM4399 с разрядностью 32 бита — этот весьма продвинутый чип был специально разработан для проигрывателей DVD-Audio и SACD, он характеризуется динамическим диапазоном 123 дБ и высокой толерантностью к джиттеру, способен преобразовывать цифровые сигналы с частотой сэмплирования от 30 до 216 кГц. Одна уважаемая аудиофильская фирма построила на этой микросхеме внешний ЦАП, который продается в Штатах за $1500, причем там задействован всего один чип, а здесь их — шесть.
Цифровой видеотракт — на 10-битном процессоре Silicon Optix Realta с технологией HQV (Hollywood Quality Video). Заметим попутно, что это решение в последнее время широко применяется в проекторах для домашнего кино. Важная деталь: обработки осуществляются не полными кадрами, а попиксельно, что обеспечивает особую точность преобразований, реальную плавность передачи движения и высочайшую детальность изображения.
Видео-ЦАП — 297 МГц/14 бит, по идее — очень круто, но мы еще посмотрим, как это сказывается на изображении. Естественно, при аналоговом подключении — мы его тоже проверим.
Многие эксперты полагают, что современному Blu-ray-источнику аналоговые выходы видео не нужны — эта точка зрения представляется нам справедливой. С другой стороны, не следует сбрасывать со счетов людей, у которых еще остались в эксплуатации старые и очень дорогие видеопроекторы, у которых вообще нет цифровых интерфейсов. С такой техникой трудно расстаться, поэтому качественный аналоговый выход видео — это своеобразное средство «терапии», которое позволит постепенно избавиться от пагубной привязанности.
Еще одна любопытная особенность проигрывателя — функция «Vertical Strech»: при демонстрации фильма, записанного с соотношением сторон 2.35:1, плеер способен растягивать изображение по вертикали, заполняя черные полосы сверху и снизу. Естественно, эта обработка имеет смысл только в связке проигрывателя с проектором, оснащенным анаморфирующей насадкой — в последнее время этой опцией снабжаются даже не очень дорогие модели. Вещь, кстати, очень полезная, поскольку позволяет задействовать всю площадь матрицы и тем самым увеличить разрешение по вертикали.
ЧИСТО НАПРЯМУЮ
Этот неуклюжий подзаголовок — буквальный перевод функции Pure Direct. На первый взгляд ничего особенного — смысл ее в отключении каскадов, не используемых для воспроизведения музыки, это встречается довольно часто, даже у моделей среднего уровня. Но здесь она подразумевает нечто большее.
Кроме циклического переключения режимов, когда обесточивается только люминесцентный дисплей, видеотракт или то и другое (такой алгоритм мы видели у Blu-ray-проигрывателя Marantz BD7004 из теста в прошлом номере), здесь можно сохранить два пользовательских пресета из трех параметров: Display, Digital Out, Video Out. Первый относится к FL-дисплею, второй — к цифровому выходу звука, третий — к выходу видео, если поставить его в OFF, отключится не только тракт изображения, но и передача цифрового звука по интерфейсу HDMI. Если «выключить» указано во всех трех параметрах, то работать продолжит только аналоговый звуковой тракт, обеспечивая тем самым наилучшее воспроизведение музыки.
Графический интерфейс пользователя — своеобразная «вертикаль власти»: подразделы меню нанизаны на вертикальную закольцованную «ось», а пункты регулировок раскрываются горизонтально. Отдаленно напоминает структуру GUI игровой приставки PlayStation3, только там ориентация в пространстве другая.
Масштабирующее устройство способно работать не только на HDMI, но и на компонентные выходы, правда максимальное разрешение там 1080i. Есть возможность выставить Source Direct (то есть отключить скейлер) отдельно для выходов Component и HDMI.
В разделе настроечного меню, посвященном цифровому интерфейсу видео, имеется важный пункт, где переключается вывод цифрового потока по интерфейсу HDMI при воспроизведении дисков SACD. Причем не только стереофонического слоя, но и многоканального. Правда, формат вывода — отнюдь не DSD, а PCM 16 бит/44,1 кГц.
Еще одна примечательная регулировка озаглавлена TV Active Area — Full/Normal — второе положение обеспечивает неискаженное отображение фильмов 4:3 на широкоформатных экранах. Установка Normal также гарантирует правильный показ файлов DivX, записанных с анаморфированием.
Отметим также неординарный пункт настроечного меню Auto Format: Max Res./Panel Res. В первом положении на выход HDMI всегда выводится картинка в максимальном разрешении, во втором — в соответствии с характеристиками экрана. Цветовое пространство (Color Space) устанавливается по отдельности для каждого выхода HDMI, вариантов три: YCbCr, RGB Normal, RGB Enhanced.
Коррекция параметров изображения — отдельная радостная песня для тех, кто любит добиваться совершенства самостоятельно. Меняется абсолютно все: в частности, степень работы шумоподавителя, ход характеристической кривой (попросту говоря, гамма), уровни черного и белого (более правильная замена регулировки яркости, хотя она здесь тоже есть) и отдельно — IRE, что часто называют уровнем черного, а в руководстве пользователя UD9004 обозначено как Setup Level. Правда, эта настройка доступна исключительно для аналоговых выходов, причем только при разрешении видео 480i, то есть при подключении по HDMI она не действует. Как и коррекция четкости (Sharpness), зато доступна регулировка параметра Enhancer, которая влияет на усиление контурной резкости. Вдобавок сохраняются 5 пользовательских комбинаций — сомнительно, что в таком изобилии есть практический смысл, но сама возможность греет душу.
На этом пора закругляться с настройками — на их исчерпывающее описание не хватит целого журнала. Особо отмечу напоследок еще одну, в пункте Sabwoofer Mode (режим сабвуфера) — LFE+MAIN/LFE. В первом положении на выход басового канала подается не только сигнал LFE, но и низкочастотная составляющая фронтальных — спасительный вариант для систем с полочной акустикой.
ОТ ТЕОРИИ — К ПРАКТИКЕ
Чтобы испытать UD9004, мы подобрали ему подобающего по классу партнера — видеопроектор Vivitek H9080FD, построенный на DLP-матрице 0,95” с разрешением 1920 х 1080, на RGB-светодиодах в роли источника света (подробнее — на с. 60). С помощью такого дисплея практически любой Blu-ray-плеер будет создавать впечатляющее по детальности изображение, поэтому нам необходим «опорный» источник, с которым будет сравниваться герой нашего очерка. Таковым стал наш старый «сотрудник» Sony BDP-S500. Посмотрим «Казино Рояль» и «Человек-паук» на Blu-ray, а последний фильм — еще и на DVD-Video в формате Superbit. Настраивался проектор с помощью испытательного диска «Video Essentials».
Начинаем по обыкновению с теста скорости. Оснащенный минимальной защитой «Казино Рояль» загружается за 46 секунд, более сложный для декодирования «Человек-паук» — за 61. Результат не рекордный, но вполне приемлемый — состоятельным людям спешить некуда, возможно, они потому и разбогатели, что умели ждать и не дергались.
На первый взгляд картинка кажется бледноватой, насыщенность цветов снижена. Можно, конечно, подкрутить соответствующую настройку, но не будем торопиться.
Переходим на BDP-S500 и понимаем: то, что казалось бледностью у Marantz, на самом деле является естественностью: лица актеров — как у нормальных людей, нет ощущения, что они покрыты толстым слоем грима. Переключаемся на компонентные входы, и… все становится на свои места. По аналогу UD9004 показывает практически так же, как плеер Sony — по HDMI. Многие найдут такую картинку более привлекательной: в ней нет избытка подробностей, а цвета нарочито сочные и насыщенные — как у какого-нибудь хорошего ЖК-телевизора в торговом зале магазина.
На «Казино Рояль» у Marantz возникает ощущение трехмерности, глубины изображения. Скорее всего, это связано с лучшей передачей в тенях, а также более точным отображением цветовых градаций. Очень похоже показывал Blu-ray-транспорт Denon DVD-2500BT. Наш «опорный» проигрыватель на такое не способен, вдобавок он «проглатывает» мельчайшие подробности, а его картинка в целом кажется менее чистой.
На DVD «Человек-паук» четкость изображения практически не уступает Blu-ray с тем же фильмом. На крупных планах проработка деталей практически идентична. Но временами становятся заметны шумы оцифровки — вот здесь следует подобрать оптимальную степень шумоподавления, хотя четкостью придется, видимо, отчасти пожертвовать. Как бы то ни было, но обладателю этого проигрывателя не придется срочно менять свою коллекцию DVD на Blu-ray — можно заниматься обновлением постепенно. Или вообще этого не делать.
ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ
Нет, здесь мы уже не станем сравнивать этот проигрыватель с другими. Гораздо интереснее найти различия в звучании аудиоформатов, благо что Marantz UD9004 предоставляет такую возможность. Для этого мы запаслись носителями всевозможных типов, за исключением дисков со сжатыми аудиофайлами. CD-Audio представлен классическим сборником «Tutti» (Reference Recording), записанным с расширением HDCD, DVD-Audio — R.E.M., «Automatic For The People» (Warner), SACD — Emi Fujita (Leafage) и наконец Blu-ray — известным сборником «Legends of Jazz. Showcase» (LRS Media).
Уже на CD проявился «эффект правильного источника» — вся система сразу стала классом выше. Поменяли один компонент и не узнали ни усилитель, ни акустику. Звук плотнее, мощнее и намного более выразительный. Изменилось само течение музыки, симфонический оркестр заиграл слаженнее, в звуковой сцене — ни одного белого пятна.
На некоторых фонограммах из-за возросшего разрешения верхний диапазон кажется резче, чем обычно, но этот эффект исчезает с переходом на «суперформаты». Стали слышны ограничения 44/16? Не исключено. Теперь слушаем SACD и DVD-Audio. В первом случае изменения очевидны, прежде всего в сцене, атмосфере и более точной передаче спектра в ВЧ-области. Все слышно, но ничего не раздражает, хочется слушать музыку, позабыв о звуке. Общий эффект — будто цифровой тракт в нашей системе поменяли на гораздо более дорогой. Даже в двухканальном варианте сцена трехмерная, нижний регистр глубокий и конкретный.
У DVD-Audio акцент делается не столько на детальность (хотя и с ней все в порядке), сколько на подачу. Самая настоящая стена звука, драйв зашкаливает. Средний регистр дает основную массу информации, за счет чего энергетика субъективно усиливается. Ощущается т.н. «панч», удар и пульсирующий ритм музыки. Общее впечатление, что вместо источника у нас аналоговый магнитофон с мастер-лентой. Перед воспроизведением музыки проигрыватель лучше перевести в режим Pure Direct.
С Blu-ray не все так однозначно. Начнем с того, что первые музыкальные релизы в этом формате вылизывали до зеркального блеска, в результате чего в них почти не осталось жизни. Во-вторых, звучание сильно зависит от способа подключения. По аналогу очень похоже на DVD-Audio, но с несколько более заметной детализацией. Просто по HDMI — похоже на обычный CD, а если по двум (видео и аудио раздельно, благо современные ресиверы допускают такое подключение) эффект уже сравнить не с чем, слабым звеном оказывается усилительный тракт и акустика. И еще один момент — «звуковой» HDMI должен быть как можно более качественным, из тех, что предлагают серьезные кабельные компании. Но в любом случае с точки зрения звука Marantz UD9004 почти не дает поводов для критики, особенно в многоканальной системе.
* В русскоязычных текстах нередко пишут «на бульваре Капуцинов». Это ошибка: монастырь, давший название той улице, был женским.
** Надеемся, нет нужды напоминать, что оба входят в состав одного холдинга.
ПРИЯТНО УДИВИЛО
Проигрыватель достиг того уровня качественного совершенства, когда сугубо технические показатели становятся средством художественного выражения. Исчерпывающие коммутационные возможности. Развитый настроечный инструментарий в сочетании с доходчивым интерфейсом пользователя.
НЕСКОЛЬКО РАССТРОИЛО
Единственный существенный повод для огорчения — отсутствие средств для приобретения такой техники.