Дистрибуция Hi-Fi и
AV-техники в Беларуси

Cambridge Audio azur 840C,840A ("Аудио-магазин"№2 2007)

19 ноября 2008, 20:48

Подготовлено по материалам журнала "Аудио-магазин", февраль 2007 г.

Cambridge Audio azur 840C,840A ("Аудио-магазин"№2 2007)

Компания Cambridge Audio в очередной раз удивила своих поклонников нетрадиционным подходом к решению традиционной задачи

Не так давно компания объявила о начале производства новой флагманской серии стереокомпонентов под индексом 840. В настоящий момент в нее входят CD-проигрыватель и интегральный усилитель. Разница в цене между легендарными теперь уже аппаратами "640-й" серии и нынешними - почти трехкратная. Но куда же делась пресловутая "седьмая" серия? Ответ на этот вопрос можно найти в репортаже с выставки CES. Мы же обратимся к фактам.

[+pagetitle+]

CD-проигрыватель Azur 840c.

Блок питания аппарата основан на тороидальном трансформаторе мощностью около 50 ВА, а суммарная емкость конденсаторов превышает 20 тысяч мкФ, что весьма неплохо для источника. Транспорт собственной разработки установлен на алюминиевом профиле, что, по идее, должно дополнительно способствовать его механической развязке с остальным корпусом. Несмотря на принятые меры, транспорт оказался весьма чувствительным к дискам с дефектами поверхности, он начинал сбиваться уже при выпадении 1 мм дорожки.

Прием и передача цифрового потока осуществляются посредством двух чипов от Cirrus Logic (с индексами 8406 и 8416 соответственно), а за цифровую связь с внешним миром отвечают 2 входа и 1 выход, каждый из которых реализован посредством разъемов S/PDIF и Toslink.

Однако, безусловно, главным достоинством этого аппарата является схема цифро-аналогового преобразования, разработанная и реализованная в сотрудничестве с одним из ведущих специалистов в этой области — швейцарской компанией Anagram Technologies. Благодаря технологии QJ исходный цифровой сигнал с разрешением 16/44,1 апсемплируется до сигнала с разрешением 24/384. Для преобразования используется 32-битный процессор ADSP-BF532 серии Black/in от Analog Devices. Скорость его работы - 400 МГц. Благодаря буферизации исходных данных и использованию высокоточного генератора синхроимпульсов удается существенно снизить уровень джиттера, а также использовать фильтр Бесселя низкого порядка с минимальным фазовым сдвигом. За конвертацию полученного сигнала в аналоговую форму отвечает пара ЦАПов AD1955, включенных в двойном дифференциальном режиме. Еще одно преимущество — полное отсутствие конденсаторов на пути сигнала.

[+pagetitle+]

Интегральный усилитель azur 84ОА

Основной блок питания усилителя построен на базе массивного тороидального трансформатора мощностью порядка 800 Вт. Он установлен в центре корпуса и достаточно нетрадиционно окружен радиаторами выходных каскадов. Суммарная емкость конденсаторов в блоке питания составляет 60 тысяч мкФ. Любопытно, что на задней стенке установлен еще один небольшой "тороид", по всей видимости, предназначенный для питания сервисных схем либо же предварительных каскадов. А выходные каскады усилителя построены с использованием транзисторов Sunken, 2SA1295 и 2SC3264 (200 Вт, 17 А, 230 В). Но и здесь это только "цветочки", основная же "изюминка" аппарата заключается в использовании радикально нового класса усиления, XD (crossover displacement — управляемое смещение"), который по утверждениям разработчиков, предлагает следующие достоинства. На малых уровнях сигнала этот усилитель работает в классе А, постепенно, с ростом выходной мощности, переходя к классу В. Однако с распространенным классом АВ эта схема имеет мало общего. Поскольку точка смещения задерживается на нулевом, самом губительном для качества звучания, уровне гораздо меньше, переход из одного режима в другой становится гораздо более плавным и линейным — по крайней мере, в теории и по результатам измерений. На данную технологию даже выдан патент Соединенного Королевства за номером GB 0505024.0.

Первые впечатления Корпуса обоих аппаратов выполнены в едином стиле. Отличительные конструктивные особенности — лицевые панели толщиной 7 мм из алюминия и 2-мм стальной лист в качестве основания. Из общего ряда подобной техники их заметно выделяют объемные волнообразные накладки по бокам. Дисплей усилителя чуть побольше в своих габаритах по высоте. Сам усилитель оснащен солидной ручкой регулировки громкости. Полное отключение от сети производится выключателем возле сетевого шнура, а из режима standby в рабочее состояние усилитель переводится кнопкой на лицевой панели или командой с пульта ДУ. Последний, кстати, не только полностью дублирует кнопки усилителя, но и подходит к проигрывателю — для этого, правда, пульт нужно переключить на работу с ним. Некоторые функции, однако же, пульт выполняет для обоих аппаратов независимо от его предустановки. Темно-серые символы на светло-сером фоне не блещут контрастным изображением, но с привычного для прослушивания расстояния вполне различимы. Подсветка дисплея может вызывать чувство неравномерности заполнения, однако ее яркость регулируется, либо же подсветку можно вовсе выключить. Примечательно, что усилитель имеет регуляторы тембров и функцию обхода темброблока.
Ход регулятора громкости достаточно тугой, а чтобы пройти всю шкалу, потребуется три полных оборота ручки - так что большое (и порой опасное) изменение уровня не грозит, к тому же предоставляется тонкая настройка в отдельно взятом диапазоне.

Переключения входов и движение регулятора громкости сопровождаются щелчками реле. Выход усилителя из рабочего режима в standby начинается с плавного сброса установленного уровня громкости до нуля и сопровождается серией щелчков быстро переключающихся реле. При включении происходит столь же эффектный стрекот и обратный "набор высоты" с индикацией на полукруглой шкале. Даже полностью лишенный на длительное время питания, усилитель "помнит" вход, с которым работал в последний раз, и установленную громкость. Azur 840A обладает подстройкой чувствительности каждого из входов; им можно присваивать индивидуальные имена посредством ввода букв и символов. Любой вход можно использовать как вход усилителя мощности, минуя секцию предварительного усиления. Усилитель оснащен 5-уровне-вой защитой - от постоянного тока, короткого замыкания на выходах, перегрева, долговременного превышения потребляемого тока выходными каскадами выше нормы и клиппинга. При выявлении последнего амплитуда выходного сигнала автоматически снижается. По желанию пользователя эта функция защиты может быть отключена.

Проигрыватель azur 840C примечателен загрузчиком дисков, который втягивает лоток достаточно медленно и мягко. Цифр на дисплее меньше, поэтому они крупнее и заметнее издали, чем на усилителе.

Прослушивание

Звучание обоих аппаратов имеет определенное сходство, однако особенности усилителя проявляются отчетливее. Воспроизведение оркестровой музыки не лишено привлекательности - в первую очередь, благодаря немного преувеличенной передаче объема, "воздуха", некоторых шумов и призвуков, позволяющих вообразить пространство. Достаточная разборчивость в партиях струнных инструментов помогает определить расположение их групп, яркая же передача тембров меняет степень правдоподобия и ведет к акцентированности - это наиболее ощутимо на высоких нотах в громких аккордах, но о чрезмерной детальности речь не идет. Вообще, усилителю не всегда свойственна подвижность в передаче средних частот. Это заметно и на вокале. В известной мере положение исправляется благодаря высокой разборчивости на верху диапазона, который отличают индивидуальные свойства, придающие прерывистость меди ударных и острую окраску обертонам. В частности, не всегда аппаратура, в отличие от нашего усилителя, дает возможность понять, что современные флейты имеют металлический корпус. Ощущение музыкальной сцены не являет чувства излишнего простора, но позволяет мысленно уходить в глубину на несколько хорошо различимых планов, находя на каждом инструменты и звуки, очерчивающие их. Все события сосредотачиваются в центральной части, не имея расплывчатых контуров ближе к краям, тем более за ними. Популярная и рок-музыка воспроизводится плотно, с округлым и не очень напористым басом. Кстати, усилитель замечен в нелюбви к записям посредственного качества, по сравнению с которыми записи хорошие воспроизводит адекватно.

Проигрыватель в чем-то напоминает особенности усилителя, но эти черты выражены слабее, и его звучание можно назвать нейтральным (за исключением разве что чуть-чуть возросшего значения низких частот - что, конечно, в паре с усилителем-коллегой только улучшит общий результат). Так как проигрыватель наделен менее заметной индивидуальностью (как и положено хорошему источнику), то "лицо" данного комплекта определяет усилитель. А ему, как и всякому другому, нужно будет подобрать соответствующее окружение.

Вывод.

Компания Cambridge Audio в очередной раз удивила своих поклонников нетрадиционным подходом к решению традиционной задачи — построению качественного стереотракта на базе компонентов умеренной стоимости. Отличительная черта протестированной пары — гармоничная конструкция аппаратов, когда каждая их часть соответствует остальным но уровню качества. Заключительным аккордом в подтверждение данного тезиса послужило тестирование проигрывателя с внешним транспортом стоимостью на порядок выше. Выяснилось, что фирменный звуковой почерк Cambridge Audio даже в данном эксперименте остался практически неизменным.