Дистрибуция Hi-Fi и
AV-техники в Беларуси

Изоляторы оборудования. И оно Вам надо?

10 марта 2025, 09:56

Надеюсь, после обзора изоляторов акустических систем, у Вас появилось желание попробовать провести подобный апгрейд. Здорово, если мой опыт оказался полезен. Но тема эта обширней и сегодня я хочу её продолжить. Речь пойдёт об изоляции Hi-Fi–электроники. Вопрос этот гораздо актуальней, чем может показаться на первый взгляд: CD-плееры, проигрыватели виниловых дисков, ЦАПы и усилители могут быть весьма чувствительны к вибрациям. Почему? Давайте разбираться.

 

Неумолкающая вибрация

У меня есть неплохие магнито-планары HiFiMan Ananda, но надеваю я их крайне редко: не люблю слушать музыку через наушники. Может что-то не так происходит у меня в голове, но с ними у меня просто не получается полностью погрузиться в музыку. Уверен, что дело не в конкретной паре и не в том, что мне пока не попался достойный экземпляр. Просто любые наушники, в силу своих конструктивных особенностей, не могут конкурировать с полнодиапазонными напольниками как в способности построить трёхмерную сцену, так и в возможности передать музыкальную информацию, посредством воздействия звуковой вибрации на всё тело, а не только уши. А без такого “дыхания” музыки мне просто не удаётся получить весь спектр ожидаемых эмоций.

Но у каждой медали есть оборóтная сторона. Акустическая энергия оказывает влияние на всё, что находится в комнате прослушивания, в том числе на компоненты стеросистемы. Добавьте к этому, их собственные источники вибраций – трансформаторы, двигатели, приводные механизмы и т.п. Приплюсуйте воздействие окружающей среды, о котором прекрасно осведомлены люди, проживающие рядом со стройкой, оживлённой автомагистралью, трамвайными путями или линиями метрополитена... Картина вырисовывается не очень радужная. Но может это всё не оказывает значимого неблагоприятного влияния на наше Hi-Fi–оборудование?

К сожалению, оказывает. О нелюбви к вибрациям проигрывателей виниловых дисков знает каждый виниловод: малейшее стороннее воздействие на тонарм с головкой звукоснимателя искажает и без того слабый сигнал, снимаемый со звуковой дорожки. Проблемы, которые могут возникнуть в CD-приводе так же интуитивно понятны. А вот негативное воздействие вибрации на другие компоненты, не содержащие подвижных механизмов (например, усилители или ЦАПы), для многих оказывается неприятным сюрпризом.

 

Все компоненты на этом фото, в той, либо иной степени, подвержены пагубному влиянию вибрации

 

В основе влияния вибрации на компоненты электрических схем лежит явление, называемое микрофонным эффектом. Оно выражается в том, что, под воздействием колебаний, в них могут появляться слабые электрические сигналы. То есть, подобно микрофону, они преобразуют механическую энергию в электрическую, привнося в звуковой тракт посторонние сигналы, ухудшающие качество звучания. Этот эффект очень наглядно проявляется в ламповой аппаратуре. Попробуйте несильно щёлкнуть по лампе предварительного усилителя, и Вы услышите из громкоговорителей соответствующий отклик: лампы с лёгкостью преобразует щелчок в электрический сигнал.

Ладно, лампы. Существует мнение, неоднократно встречавшееся мне на просторах интернета, что установка акустических кабелей на специальные подставки, рекомендуется не только для того, чтобы оградить их от электростатических зарядов, способных накапливаться в ковровых покрытиях, но и для устранения негативного влияние вибраций, вызывающих в кабелях, лежащих на полу, тот же самый микрофонный эффект. Поэтому и я, от греха подальше, положил Transparent Musicwave Plus на деревянные проставки. И, таки, помогло :)

Для цифровых устройств, к описанным выше проблемам, добавляются свои, специфические. Генераторы частот (Clock module) сетевых транспортов и цифровых процессоров под воздействием вибрации могут менять опорную частоту. Хоть изменения эти и невелики, но даже небольшие нарушения приводят к возникновению джиттера, оказывающего пагубное влияние на работу цифровых схем. Поэтому некоторые High-End – производители, в попытке добиться максимально точных и стабильных частот, устанавливают генераторы на специальные виброизолирующие развязки.

Так что применение виброизоляции для Hi-Fi–аппаратуры кажется весьма здравой идеей. Тем более, что рассматриваемые сегодня образцы, по меркам аудиофилии, стоят недорого.

 

Что мы имеем

Как и в случае с изоляторами акустических систем, предложений по виброизоляции оборудования на рынке предостаточно. Если отбросить шипы (которые многие ошибочно считают изоляторами), лидером в этом сегменте, по крайней мере в моём регионе, является компания IsoAcoustics с сериями OREA и ISO-PUCK.

 

Модельные линейки IsoAcousticsOREAверху) и ISO-PUCKнизу)

 

По своей конструкции они мало отличается от серии изоляторов акустических систем GAIA и являются типичными представителями моделей с упругими элементами. Более того, компания позиционирует их как универсальное решение – для использования как с относительно лёгкими колонками, так и с Hi-Fi–компонентами.

Из информации, приведённой на сайте IsoAcoustics, следует, что ISO-PUCK разрабатывались для профессионального использования, поэтому имеют утилитарный внешний вид. OREA же, созданы для домашних систем, поэтому, кроме премиальной внешности, обладают кривыми производительности с более узкими значениями весовых диапазонов и, за счёт этого, обеспечивают немного бóльшее звуковые преимущество, чем профессиональные модели.

 

Весовые диапазоны в фунтах (1 lbs = 453,592 гр.) для моделей OREA от IsoAcoustics

 

Другой подход демонстрирует компания Stack Audio со своими AUVA EQ. В отличие от IsoAcoustics, её изоляторы не являясь универсальными (EQ означает EQuipment – оборудование, а не эквалайзер, как можно предположить), и предназначены исключительно для использования с Hi-Fi–компонентами.

 

Stack Audio AUVA EQ приходят в приятной на ощупь премиальной коробке

 

Линейка состоит из трёх моделей имеющих общий форм-фактор и выполненных в виде небольшого алюминиевого корпуса диаметром 50 мм. и высотой 26 мм., содержащего одну камеру с виброгасителем, изготовленным по технологии AUVA (AUdio Vibration Absorber), о которой я подробно рассказывал в обзоре изоляторов акустических систем.

 

Упругие силиконовые CSA–вставки полностью выкручиваются

 

В нижнюю часть корпуса вкручивается упругая силиконовая CSA–вставка (Custom Silicone Absorber). Её положение по высоте можно регулировать, что пригодится, например, для прецизионной установки шасси проигрывателя виниловых дисков на неидеальной поверхностиНо основное её предназначение совершенно иное.

 

Две ключевые технологии, используемые в Stack Audio AUVA EQAUVA и CSA

 

В отличие от акустических систем, для которых “жизненно необходима” жёсткая фиксация и точное позиционирование, Hi-Fi-электроника только выигрывает, получив эластичную развязку с монтажной поверхностью. Упругие силиконовые CSA–вставки для этого и предназначены. Поскольку, оптимальные свойства эластичных элементов, в зависимости от приходящегося на них веса, имеют относительно узкую идеальную область, Stack Audio предлагает три модификации изоляторов: CSA 1, с допустимой массой в диапазоне от 0 до 4 кг., CSA 2 – с диапазоном от 4 до 10 кг. и CSA 3 – от 10 до 15 кг

 

Маркировка, обозначающая жёсткость, нанесена на внутреннюю часть CSA–вставки

 

Маркировка, соответствующая модификации, нанесена на внутреннюю поверхность “кармана” вставки, который, совместно с четырьмя боковыми отверстиями, обеспечивает дополнительную податливость изолятора, работая как своеобразная пружина.

 Виртуальная модель работы Stack Audio AUVA EQ

 

По заверениям компании, синергия двух технологий гарантирует для Hi-Fi–оборудования наилучший контроль над вибрациями. Корпус с виброгасителем, изготовленный по технологии AUVA, взаимодействует с шасси, мгновенно преобразуя энергию вибрации в тепло. В это же время, силиконовая CSA–вставка с воздушной пружиной” изолирует оборудование, значительно снижая воздействие внешних сил. Именно сочетание двух различных технологий, способствует максимальному снижению нежелательных воздействий, повышая стабильность работы электроники. Результат, заявленный производителем – более четкое и детальное звучание, улучшенная точность и локализация.

 

Заявляемые Stack Audio результаты измерений для изоляторов AUVA EQ

 

Занимательная установка

В отличие от изоляторов громкоговорителей, с чётко прописанной процедурой монтажа, эксперименты с установкой изоляторов оборудования могут стать, для увлечённого аудиофила, занимательным времяпрепровождением. Во всяком случае я, имея на руках все три модели, с удовольствием проводил многочисленные тесты, в поисках наилучшего звучания, получая, зачастую, неожиданные результаты.

Для начала следует определиться с необходимым количеством изоляторов. Здесь могут быть варианты. Возьмём, к примеру, проигрыватель виниловых дисков Pro-Ject X8 массой 15 кг. с тремя штатными ножками. Если планируется использовать четыре изолятора, установленные под шасси, то следует выбрать модель CSA 1 (15/4 = 3,75 кг.), если три, установленные под ножки, – CSA 2 (15/3 = 5,0 кг.).

Stack Audio советует использовать столько же изоляторов, сколько у оборудования штатных ножек. В нашем примере их три. С другой стороны, четыре изолятора, теоретически, должны обеспечить звуковое преимущество, поскольку общее количество вибропоглатителя AUVA вырастет на 25%. Стоит ли овчинка выделки можете решить только Вы, соразмерив полученный результат с толщиной своего кошелька.

Следующий вопрос – расположение изоляторов. Если стандартные ножки Hi-Fi-устройства легко демонтируются, Stack Audio рекомендуют устанавливать AUVA EQ на их месте, что гарантирует оптимальное распределение веса, предусмотренное производителем оборудования. Если же такая замена сложна, то лучшим размещением изоляторов будет ближайшее к существующим опорам. Следует помнить, что изоляторы должны равномерно распределять вес устройства. Ещё одна рекомендация: старайтесь располагать изоляторы как можно ближе к вертикальным стенкам и углам устройств – для обеспечения максимальной жёсткости шасси.

Ну и чтобы окончательно Вас “загрузить”, сообщу, что можно устанавливать изоляторы с разными по жёсткости CSA–вставками под компонентами со смещённым в одну сторону центром тяжести. Например, у моих Musical Fidelity M8s PRE и M8s 500S пара массивных тороидальных трансформаторов размещена у лицевой панели. Логично, что под ними лучше положить жёсткую модификацию AUVA EQ, а в задней части – мягкую. Огромное поле для экспериментов тем более, что вставки легко снимаются, а компания предлагает их опциональную замену.

 

Тестовое окружение

Консоль чистого электропитания – Powergrip YG-3;

Сетевой транспорт – Pro-Ject Stream Box S2 Ultra;

Цифро-аналоговый преобразователь – Musical Fidelity M6x DAC;

Предварительный усилитель – Musical Fidelity M8s PRE;

Усилитель мощности – Musical Fidelity M8s 500S;

Акустические системы – Monitor Audio Platinum 300 3G.

 

Ставим, слушаем. Меняем, снова слушаем...

Получив изоляторы и немного изучив теорию, резонно предположил, что наибольший эффект следует ожидать либо от их установки под ламповой техникой, либо под проигрывателем виниловых дисков. Поэтому естественным выбором, в качестве первого подопытного, стала вертушка Pro-Ject The Classic.

Установил AUVA EQ под шасси, ближе к штатным ножкам, положил пластинку, опустил иглу и… меня ожидало разочарование. Никаких значимых изменений не произошло! Разве что немного расширилась звуковая сцена. Но все мои надежды на серьёзный прирост в качестве оправданы не были. Получается, теория не работает! Или я что-то сделал не так?

 

Продвинутая виброразвязка Pro-Ject The Classic, чуть не подорвавшая мою веру в способности изоляторов

 

Действительно, в какой-то степени, это был мой промах. Использовать The Classic для проверки эффективности работы изоляторов оказалось не лучшей идеей, поскольку эта вертушка от Pro-Ject, помимо традиционных амортизирующих ножек, имеет конструкцию с так называемым «плавающим» шасси: верхняя пластина, с опорным подшипником и тонармом, отделена от основания, с двигателем и электроникой, шестью термопластичными эластомерами (ТПЭ – современный аналог резины, обладающий улучшенными характеристиками), работающими как виброизоляторы. Видимо поэтому ожидаемого эффекта не случилось.

Но понял я это немного позже, а в тот момент досада была настолько велика, что я отложил дальнейшее тестирование и дал “погонять” AUVA EQ своему коллеге. Каково же было моё удивление, когда, уже на следующее утро, я получил от него восторженный фидбэк. С его слов выходило, что как винтажный Trio KP-880D, так и современный Debut Carbon EVO, с изоляторами “просто преобразились”.

Поскольку других вертушек в моём распоряжении не было, а наибольший эффект я всё же ожидал получить от источника, решил попробовать изоляторы с Musical Fidelity M6x DAC (обзор на аппарат можно прочитать здесь). И в этот раз искомый результат был получен! Но тот же коллега предложил установить AUVA EQ не под шасси (как рекомендует производитель), а под опорные ножки — как он это сделал со своими вертушками (по-другому установить у него не позволяла монтажная поверхность). Сказано – сделано. И в этот раз, мои эмоции, полученные после экспериментов с Pro-Ject The Classic, перевернулись с ног на голову, поменяв знак “минус” на жирный “плюс”.

 

Для Musical Fidelity M6x DAC, видимо в силу его конструктивных особенностей, наилучший вариант размещения изоляторов, что для IsoAcoustics ISO-PUCK (верхнее фото), что для Stack Audio AUVA EQ CSA 1 (нижнее фото) – под штатными ножками.

 

Одна из самых ярких представительниц софисти-поп (Sophisti-pop) – Шаде Аду (Sade), известна почти всем. А вот о британской же группе Мэтт Бьянко (Matt Bianco) слышал далеко не каждый. Их альбом Matts Moodодин из моих любимых. Наверное, потому что в его создании участвовала полька Барбара Станислава (Barbara Stanislawa), более известная, как Бася (Basia).

Раскрыть все нюансы первого трека – Ordinary Day, для любой системы, даже весьма неординарной – непростая задача. В нём содержится масса еле уловимых подпевок, голосовых повторений, придыханий и аккомпанементов бэк-вокалов. Не все системы, даже с высоким разрешением, справляются с этим, но изоляторы от Stack Audio помогли M6x DAC расширить диапазон обертонов исполнителей, выделив из общего музыкального полотна их голоса более явственно и наглядно. Добавьте к этому более точное пространственное расположение каждого музыкального элемента и улучшенную проработку даже самых тихих нот и Вам станет понятно, чем вызвана столь радикальная перемена моего отношения к AUVA EQ.

 

Альбом Matt’s Mood Мэтт Бьянко (Matt Bianco)

 

Ещё убедительней изоляторы продемонстрировали своё благотворное воздействие на ЦАП при воспроизведении классики. Кто-то может не согласится с тем, что я причислю Маттиа Турцо (Mattia Turzo) к создателям академической музыки, ведь его композиции по таймингу намного короче традиционных классических произведений. Но это нисколько не умоляет талантов автора. Более того, такой подход кажется мне отличным способом приобщить молодых слушателей, предпочитающих короткие видео TikTok роликам на YouTube, к восприятию и пониманию классической музыки. А композиция August Dominon из альбома The Mindshaper, может стать первой ступенькой на этом пути.

Трек, в исполнении системы, оснащённой Auva EQ, звучит богаче, полнее, информативнее, с бóльшим количеством воздуха и лучшей пространственной точностью. Каждый скрипичный всплеск или удар барабанов ощущается энергичнее, весомее, плотнее. Без них же, воспроизведение начинает восприниматься несколько ограниченным и плоским, будто пейзаж, неумело перенесённый на лист бумаги, потерял пространственную глубину и часть красок..

 

Альбом The Mindshaper Маттиа Турцо (Mattia Turzo)

 

Стоит попробовать.

Изоляторы оборудования от Stack Audio – относительно недорогие (порядка 65 евро за штуку) но весьма полезные устройства. После их установки конечный результат не будет гарантировано положительным, но вряд ли способен что-то испортить. В худшем случае, Вы получите незначительные изменения, не стоящие потраченных денег, но в лучшем – будете приятно удивлены.

AUVA EQ не решают, как это было с изоляторами громкоговорителей, некоторых акустических проблем комнаты, но с изъянами в звучании аппаратуры, о которых Вы даже не подозреваете, справиться помогут. Их эффективность сильно зависит от продуманности конструкции Hi-Fi–оборудования с точки зрения виброразвязки, а эта задача, как показывает практика, не всегда оказывается в поле зрения людей, проектирующих аппаратуру, особенно в среднем и недорогом ценовом диапазоне. Поэтому, применение изоляторов оборудования может стать настоящей палочкой-выручалочкой. Тем более, что всегда можно договориться и вернуть их дилеру, если они себя не проявят.

 

Визуально, под усилителями, изоляторы едва заметны, но в звуковом плане всё совершенно иначе

 

У меня же с AUVA EQ всё сложилось. Я оставил их не только под ЦАП-ом, но и под усилительной парой. Результат – заметное улучшение качества звучания, проявившееся в возросшей ясности и пластичности воспроизведения; увеличившимся, но не ставшим утомительным, разрешении; поднявшейся точности пространственного представления и, как следствие, более естественном и вовлекающем опыте музыкального прослушивания. При этом, никаких отрицательных побочных эффектов. Меня такой итог не может не радовать.