21 мая 2024, 17:43
Введение
Устройства, о которых пойдёт речь в этом обзоре, не так часто встречаются в системах даже опытных слушателей. Если честно, я и сам до какого-то времени не смотрел в их сторону, поскольку считал дорогой «игрушкой» для богатых аудиофилов. Ровно до того момента, пока вплотную не столкнулся с одним из них и не был впечатлён полученным результатом. Сегодня поговорим о сетевых фильтрах и попробуем разобраться зачем они нужны.
Powergrip YG-2 и YG-3. Передняя панель
Сетевые фильтры: зачем они нужны? Немного теории.
По-настоящему хороший компонент не может обойтись без качественного блока питания, являющегося фундаментом, на котором строится любое звуковоспроизводящее устройство: от источника сигнала до усилителя мощности. Без достойного блока питания нельзя рассчитывать на получение высококачественного звука, – это аксиома, которой следуют все уважающие себя производители. Не зря на презентациях своих продуктов они уделяют огромное внимание этой теме.
Поэтому у аудиофила возникает закономерный вопрос: если в питающей части его ни разу не дешёвых компонент всё хорошо, зачем включать в систему ещё и дорогостоящий фильтр, без которого она и так «прекрасно работает»? По этому поводу сломано немало копий на многочисленных аудиофорумах. Позвольте и мне подлить немного масла в огонь. Тем более, что я не просто протестировал в системе сетевой фильтр, но сравнил две модели от одного производителя: Powergrip YG-2 и YG-3.
Но прежде немного теории: давайте разберёмся что такое система электропитания и как с ней взаимодействуют аудиокомпоненты. Переменный ток в нашем регионе представляет собой электрическую синусоидальную волну частотой 50 Гц и напряжением 230 В, которая питает все электрические устройства, включаемые в розетку. Фактически, они связаны между собой через линию электропередач и оказывают влияние друг на друга не только в границах одной квартиры, или дома, но даже района, использующего одну электросеть.
Любое устройство, подключаемое к сети питания, становится источником электромагнитных помех (EMI — Electro Magnetic Interference). Конечно, величина их различна: кондиционеры, импульсные блоки, СВЧ-печи, холодильники, пылесосы, электроинструмент, всё это – серьёзные источники электромагнитного шума. Но есть и другие, не менее опасные – те же бесчисленные беспроводные сети. Да и сами линии электропередач, работающие как антенны, принимают радиоволны и подмешивают их в питающую сеть. И всё это мы слышим в своей аудиосистеме, поскольку, звуковой сигнал, если задуматься, – это производная от того, что мы получаем из розетки. Поэтому внешние помехи, попадающие в блок питания, могут оказать существенное воздействие на качество звучания.
Но и на этом беды аудиофилов не заканчиваются. Ещё одиним фактором, влияющим на качество воспроизведения, являются помехи, создаваемые самими аудиокомпонентами. То есть недостаточно защитить их от проникновения помех из вне, но надо позаботиться и о защите в обратном направлении – от компонент в сеть, сведя к минимуму взаимное влияние различных частей Hi-Fi–системы друг на друга.
Рассматриваемые сетевые фильтры призваны решать ещё одну важную задачу – защищать подключённую к ним чувствительную аппаратуру от скачков напряжения. А они могут возникнуть не только во время грозы или других аномалий, но и после банального отключения электричества из-за “стараний” Ваших соседей и возобновлении подачи.
Упрощённое отображение функционала сетевого фильтра
Итак, в теории, польза от сетевых фильтров очевидна, но у этой медали есть и оборотная сторона. Неудачная конструкция может оказать негативное воздействие на звуковые способности системы, вызвав потерю не только динамики, но и части музыкальной информации, давая обесцвеченное, лишённое жизненной энергии воспроизведение. Рискну предположить, что большое количество сетевых фильтров, с которыми сталкиваются аудиофилы, либо не предназначены для работы с Hi-Fi–аппаратурой, либо спроектированы не на основе серьёзных изысканий, а по наитию, когда их создатели пытаются решить описанные проблемы с питанием не до конца разобравшись в сути проблем (я, кстати, то же понимаю их неглубоко, а лишь в общих чертах). Естественно, что такие продукты, приносят для звука больше вреда, нежели пользы. Давайте разбираться как справились с этой дилеммой наши испытуемые.
Сравнение
Так сложилось, что моём распоряжении, уже больше года назад, оказался Powergrip YG-2. Основная задача, которая на него изначально возлагалась – защита дорогостоящих аудиоустройств от перегрузок по току и напряжению. И надо признать, что он с ней прекрасно справлялся, неожиданно для меня добавив ещё один, более важный бонус – заметно возросшее качество звучания: высокие стали детальней и воздушней, средние частоты полнее, а нижние – мускулистее. Улучшилась микродинамика и пространственное позиционирование музыкальных образов. В общем, я был им абсолютно доволен, за исключением одного недостатка – малого количества выходных розеток. Всего их шесть и это может показаться вполне достаточным для Hi-Fi–системы, но с учётом того, что они разделены на три группы по две розетки для разных типов устройств, иногда приходилось “жертвовать” тем, либо иным компонентом, подключая на его место другой, что, согласитесь, неудобно. Но глядя на стоимость YG-3 с его двенадцатью розетками (по шесть в двух группах), всегда отгонял мысль о возможной замене. И вот, неожиданно, представился случай сравнить два аппарата.