Дистрибуция Hi-Fi и
AV-техники в Беларуси

ЦАП-конвертор Arcam FMJ D33 (S&V №02 2013)

03 июня 2013, 13:49

Подготовлено по материалам журнала "Stereo&Video", февраль 2013, www.stereo.ru

ЦАП-конвертор Arcam FMJ D33

"Перед вами референсная модель, воплотившая весь многолетний опыт фирмы Arсam по разработке цифроаналоговых преобразователей"

ЦАП-конвертор Arcam FMJ D33 (S&V №02 2013)ЦАП-конвертор Arcam FMJ D33 (S&V №02 2013)

Британская фирма Arcam знаменита в первую очередь как производитель аппаратов, которые стоят десятки тысяч российских рублей, а звучат на сотни тысяч. Есть среди них и цифроаналоговые преобразователи (см., в частности, материал «Большой шаг вперед» в N° 1, 2013). Однако на ценнике D33 стоит шестизначное число, что в связи с упомянутым выше обязывает ко многому. Представители фирмы это понимают прекрасно недаром руководство по эксплуатации начинается с заверения: перед вами референсная модель, воплотившая весь многолетний опыт фирмы по разработке цифроаналоговых преобразователей (заметим, что Arcam является в данной отрасли одним из первопроходцев). Как соотносится желаемое с действительным?

Будучи представителем топовой линейки FMJ (Faithful Musical Joy, что в вольном переводе означает «наслаждение достоверным воспроизведением»), D33 внешне скромен как истинный джентльмен. Не превышая по габаритам стандартный CD-проигрыватель, аппарат имеет цельнометаллический корпус пепельно-серого цвета с чуть скругленным фасадом. Дисплей отсутствует (он наводил бы дополнительные помехи), за индикацию отвечают светодиоды. Предусмотрен прямой доступ к подключенным источникам и выбор одного из двух выходных фильтров.

Тыловая экипировка дает возможность подключить любой источник цифрового сигнала — от i-устройства и компьютера по USB до High-End-проигрывателя по AES/EBU. Хотите установить ЦАП в закрытую стойку? Пожалуйста имеются входы релейного сигнала 12 В и команд с внешнего ИК-приемника, а также порт интерфейса RS-232 для включения D33 в мультирум-систему. Что касается выходов, то в них тоже нет недостатка: две пары несимметричных линейных и балансный.

ЦАП-конвертор Arcam FMJ D33 (S&V №02 2013)

Под капотом находится самый совершенный на сегодня тракт цифроаналогового преобразования: два конвертера Burr Brown PCM 1792 (по одному на каждый канал), источник питания с парой тороидальных трансформаторов, аудиофильские компоненты и четырехслойная печатная плата. С джиттером, главным врагом качественного воспроизведения цифрового аудио, борется патентованная технология JetPLL, устраняющая временные ошибки во всем спектре, а не только на пиках сигнала. В результате, по заверениям представителей фирмы ТС, автора этой технологии, расширяется динамический диапазон и повышается четкость звуковых образов.

ЦАП-конвертор Arcam FMJ D33 (S&V №02 2013)

Устройство оснащено двумя интерфейсами USB В — «обычным» 1.1 и высокоскоростным 2.0. Парадоксальное, казалось бы, решение (кому нужен USB 1.1?) четко обосновано. Во-первых, порт 1.1 гальванически развязан от системы питания компьютера, что для качественного воспроизведения очень важно Во-вторых, работа с ним не требует установки драйверов.

Недостаток интерфейса в том, что по нему не читаются записи с размерностью выше 24/96. Например, если вы задумаете воспроизвести файлы 24/192 с компьютера, придется установить специальный драйвер (с прилагаемого к D33 компакта), а также переключить порт и тумблер на задней панели ЦАПа. i-устройство подсоединяется к разъему USB типа А, работающему на специальный чип Apple, который поддерживает iPhone 4./4S, iPod Touch четвертого поколения, iPad или iPad 2. Как же поет эта электронная птица?

Поначалу звучание показалось стесненным, но после нескольких часов прогрева это ощущение исчезло. Первое, что с блеском продемонстрировал аппарат, — колоссальная разница в качестве между сжатой музыкой и CD-файлами. Курильщику, чтобы отвратить его от пагубной привычки, показывают снимок почерневших легких. Если же вам вздумается доказать любителю «эмпэтрешек», чего они на самом деле стоят, дайте ему прослушать через D33 один и тот же трек в lossy- и lossless-варианте. Вы получите массу удовольствия, наблюдая, как его брови ползут к самой макушке. Впрочем, это не фокус; важнее то, с каким тщанием ЦАП воспроизводит файлы высокого разрешения. Не скажу, что это всегда идет им на пользу, поскольку аппарат с одинаковым хладнокровием выявляет как достоинства, так и недостатки. Например, излишне ретивые звукоинженеры при записи женского вокала приподнимают частоту 11 кГц (типичный пример — треки Милен Фармер), и появляющийся в результате звон экзаменуемый скрывать не пытался. Зато если трек сделан грамотно, слушать его вы будете с истинным наслаждением. Особенно хочется похвалить бас — сбалансированный, упругий, прекрасно управляемый. Тракт D33 качественный настолько, что изменение алгоритма фильтрации практически ничего не дает — очевидно, требуется длительный эксперимент, на который у нас просто не было времени. Тем не менее, опыт по сравнению «твердотельной» и «виниловой» музыки мы провести успели — сопоставили звучание классического альбома Uriah Неер «Demons and Wizards» с CD, винила и оцифровки 24/96 с винила. Выяснилось очевидное - компакты звучат по-иному, особенно на краях диапазона. Собственно же винил отличить от оцифровки (равно как звучание файлов с частотой дискретизации 96 кГц и 192 кГц) способен лишь человек с чувствительнейшими ушами. Остальное — от лукавого.