Дистрибуция Hi-Fi и
AV-техники в Беларуси

AV-ресивер Arcam FMJ AVR360 (HI-FI.RU №09 2012)

03 ноября 2012, 08:52

Подготовлено по материалам журнала HI-FI.RU сентябрь 2012, www.hi-fi.ru

AV-ресивер Arcam FMJ AVR360

“Arсam FMJ AVR360 — практически точная копия старшей модели с индексом AVR400. Отличается он от нее лишь чуть меньшей (на 15 Вт на канал) выходной мощностью, более простым блоком питания с обычным Ш-образным, а не тороидальным трансформатором, и использованием менее мощных выходных транзисторов”

AV-ресивер Arcam FMJ AVR360 (HI-FI.RU №09 2012)

Cтрогий вороненый корпус с аккуратной линейкой кнопок и монохромным дисплеем с хорошо читаемыми символами отчего-то смотрится как кузов старого «роллс-ройса» с тонированным стеклом. В общем, благородно так. Серия FMJ (Faithful Musical Joy) позиционируется маркетологами Arcam в качестве своеобразного эталона точности во всех вопросах, связанных с воспроизведением, преобразованием и, конечно же, усилением звука. Претензия на хай-эндность нередко не дает возможности адекватно реагировать на запросы рынка — это акустические системы можно ваять годами, не обращая внимания на мелькания форматов и рост вычислительной мощности сигнальных процессоров, а для таких сложных и непрерывно эволюционирующих аппаратов, как AV-ресиверы, актуальность особенно важна. Тем приятнее убедиться, что даже самая недорогая модель Arcam представляет собой гармоничный симбиоз современной коммутационно-декодирующей электроники и старого доброго английского аудио.

Полный набор новейших декодеров окружающего звучания (Dolby TrueHD, DD+, DTS-HD Master Audio), поддержка основных форматов сжатого звука (FLAC, ААС), внушительный набор аудио- и видеоинтерфейсов (включая пять портов HDMI 1.4а), модная атрибутика в виде совместимости с «яблочными» плеерами, сетевого разъема для витой пары и порта USB, обязательный для сегодняшних кинотеатральных систем «набор инсталлятора» (RS-232, триггерные выходы, выносной ИК-порт) — как видим, аппарат всесторонне развитый. Ресивер оборудован многоканальным аналоговым входом 7.1 (называется MCH-input) для подключения SACD-проигрывателя, сигнал на котором подвергается минимальным изменениям и регулировкам. Для меломанов есть режим Stereo Direct. Сквозная коммутация видеоисточников через AVR360 подразумевает обширный набор потенциальных кандидатов — помимо пяти входов HDMI имеются три компонентных видеовхода, а бортовой скалер преобразует картинку до параметров 1080р / 60 Гц / 24. Присутствует также цифровой DAB-тюнер в дополнение к стандартному FM/AM. По сути, от современного ресивера, давно уже превратившегося в своеобразный коммутатор всей домашней AV-системы, больше и желать нечего

AV-ресивер Arcam FMJ AVR360 (HI-FI.RU №09 2012)
AV-ресивер Arcam FMJ AVR360 (HI-FI.RU №09 2012)

Очень прилично смотрится усилительная часть. Трансформатор питания с Ш-образным сердечником на 1 кВ*А — единственное отличие силовой схемы от конструкции старшей модели AVR400 с ее модным тороидальным агрегатом. В официальной спецификации указана мощность 5 х 75 Вт при нагрузке пяти каналов и коэффициенте нелинейных искажений 0,2% либо 2 х 90 Вт в стереорежиме при загрузке только фронтальных каналов. В то же время целых 80 Вт в стерео обеспечиваются уже при вполне аудиофильских 0,02% THD. С учетом КПД двухтактного усилителя и потребляемой мощности в 1 кВт эти значения совершенно реальные и более чем достаточные для типичных громкоговорителей с чувствительностью 88—90 дБ. Добротные усилительные модули класса АВ с парными транзисторами на общем массивном радиаторе охлаждения убеждают в корректности паспортных цифр. Любопытно, что в спецификации указывается даже величина тепловыделения в окружающую среду в различных режимах работы — полезная информация для профессиональных инсталляторов, часто монтирующих аппаратуру в рэковые стойки с принудительным теплоотводом. Семь каналов усиления можно задействовать как в основной зоне, так и в мультируме. Для любителей поэкспериментировать в чистом стерео предусмотрено биампинговое подключение фронтальных АС. При биампинге используются усилительные модули задних тыловых каналов (Surround Back). Экранное меню ресивера не поражает красочностью и блеском, оно графически строгое и логичное. Чтобы не было нужды определять параметры конфигурации 7.1 с рулеткой в руках, имеется функция аку­стической автонастройки, включающая в себя, помимо стандартных настроек (тип АС, дистанция, уровень громкости, частота среза LFE), еще калибровочный модуль Room EQ. Этот последний, как можно предположить, автоматически сглаживает частотные характеристики каналов с помощью простенького цифрового 5-полосного октавного эквалайзера. Комплектный измерительный микрофон подключается весьма нестандартно — через маленький разъем – джек AUX на лицевой панели аппарата (в жизни бы не догадался). Некоторые советуют на время проведения калибровки вообще выйти из комнаты, чтобы обеспечить минимальную погрешность измерений. Однако зрители в ходе кинопросмотра поглощают не только чипсы, но и звуковые волны, поэтому, наверное, целесообразнее в комнате присутствовать, но тихо. Впрочем, это не особенно актуально, так как возможности коррекции комнатных акустических проблем у AVR360 довольно-таки скромные. И кстати, никаких отличий от старшей «четырехсотой» модели тут тоже не наблюдается.

Пульт ДУ стандартный, обучаемый, достаточно функциональный и насыщенный, притом что при реальной эксплуатации ресивера будет использоваться едва ли десятая доля его потенциала. Автонастройка серией скользящих тонов занимает не более полутора минут, причем аппарат хорошо справляется с установкой основных параметров даже в условиях стесненного объема и применения колонок различного типа. В режиме Stereo Direct компонент напоминает добротный стереоусилитель. Последнее обстоятельство может быть связано с объективно высоким уровнем разделения каналов, хотя параметр channel separation в данных производителя не нормируется вообще. Что же до первых двух аспектов, то относительно скромный по своему статусу Arcam AVR360 смотрится определенно выигрышно на фоне некоторых японо-китайских ресиверов, чья выходная мощность чаще всего вдвое превышает потребляемую по паспорту. Даже половины имеющихся на его борту ватт хватает, чтобы держать в узде практически любую акустику. Конечно, в случае тяжелой нагрузки в семиканальном варианте (4-омные АС) на приличной громкости блок питания может слегка (и скорее всего) подсесть, но для типичных помещений малой и средней площади (10—25 м2) возможностей аппарата вполне достаточно.

Плюсы: Развитые коммутационные возможности, высокое качество усилительного тракта, добротное звучание

Минусы: Эх, посерьезнее бы систему коррекции Room EQ, и цены бы аппарату не было...

Вывод: Если Arcam AVR360 позиционируется производителем как ресивер entry-level, то этот «начальный уровень» весьма и весьма неплох во всех отношениях. Особенно хочется отметить высокое качество усилительной части