Дистрибуция Hi-Fi и
AV-техники в Беларуси

Интервью с Кеном Ишивата (Ken Ishiwata), Marantz (S&V №8 2010)

09 февраля 2011, 20:19

Подготовлено по материалам журнала "Stereo&Video", август 2010, www.stereo.ru

Интервью с Кеном Ишивата (Ken Ishiwata), Marantz

"Каким должен быть звук Marantz, что ждет цифровые усилители в будущем и как делать  правильные аудиофильские записи"

- В последнее время все более заметной становится тенденция к «расслоению» на рынке аппаратуры. Все больше дешевых МРЗ- плейеров и аксессуаров к ним, все чаще бьются рекорды цен на High End-аппаратуру, а нормального Hi-Fi на рынке все меньше.

- Да, кризис сделал свое дело. Но на мой взгляд, в этом даже есть свой плюс. Аппаратура, что появляется в этом сегменте, очень конкурентна и воплощает в себе лучшее соотношение цена-качество. Несколько лет назад мы выпустили в этой нише lifestyle-аудиосистему. Это был ресивер с проигрывателем CD и колонками. И она стала необыкновенно популярной, так что сегодня мы даже расширяем этот ряд. Следующий уровень — система уже с возможностями встройки в сеть и соединения с компьютером через Ethernet. Этот аппарат будет работать как медиаплейер. И будет еще топовая — с проигрывателем Blu-ray.

Среди традиционных компонентов мы тоже делаем отдельный медиаплейер с сетевыми возможностями. Физические носители, винил и компакты в любом случае сдают позиции, приходит виртуальная музыка. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.

- А изменится ли в связи с этим звук Marantz?

- Нет, мы придерживаемся своего подхода: не стремиться к нейтральности. Мы делаем звук чуть теплее — именно таким задумал его основатель компании Саул Маранц, когда выпустил свой первый усилитель в 1952 году. Впоследствии оказалось, что такой подход очень удачно сочетается со звуком компакт-диска — ведь они часто звучат жестковато. И на аппаратуре Marantz CD становится просто легче слушать. Так что эта идея проверена временем.

- Как вы относитесь к модному теперь цифровому усилению?

- У цифровых усилителей есть свои преимущества и недостатки. Из плюсов — прежде всего размер и нагрев. Точнее, его отсутствие, поскольку эффективность таких усилителей очень высока. Но есть и проблема: цифровое усиление сопровождается характерными искажениями, которые для человечекого уха особенно неприятны. И чтобы сделать по-настоящему высококлассный цифровой High End-усилитель — нужно сделать массу всего, чтобы вычистить эту грязь. Но в результате усилитель получается такой же большой и сложный, как те аналоговые, что мы строим сейчас. Так зачем же копья ломать? В случае нашей мини-системы размер диктует решения. И мы используем цифровые усилители. При этом в традиционном форм-факторе пока нет необходимости использовать цифровое усиление — и мы используем традиционные решения.

- Смогут ли цифровые усилители в будущем заменить аналоговые, как в свое время транзисторные вытеснили ламповые?

- Аудиофилы ненавидят цифру. Уже существуют просто фантастические по качеству цифровые усилители. Я их слышал, это очень здорово. Но убедить аудиофилов, что они достойны внимания, невероятно сложно. Это вопрос психологии и предрассудков. Например, уже несколько десятилетий существует убеждение, что компании производящие электронные компоненты не могут делать хорошую акустику — и наоборот. Сотни компаний с равным успехом делают и то, и другое, но с конца 60-х это убеждение существует и никуда не исчезло. Представляете, сколько нам придется ждать, пока аудиофилы поверят в цифру? Если это вообще когда-нибудь произойдет.

- Но в музыкальной индустрии цифровая запись практически победила...

- Да, я и сам записываю музыку и использую цифровой рекордер. Все- таки именно этот способ записи дает наилучшее качество звучания. В прошлом году я записывал свой первый диск — это был SACD с классическими джазовыми стандартами, приуроченный к выпуску юбилейных компонентов серии KI. А этим летом я снова берусь за запись.

Как вы записываете? Должно быть по-аудиофильски, двумя микрофонами?

- Отнюдь. Аудиофилы хотят получить не только панораму и правильное стерео, но и услышать приятные нюансы звучания каждого отдельного инструмента, так что микрофонов будет восемь. Это будет восьмиканальная запись в формате РСМ с частотой дискретизации 88,2 кГц — потому что для записи на CD происходит пересчет ровно в два раза. И это дает гораздо лучший результат, чем при пересчете, например, с 192 кГц — хотя изначально запись с такой дискретизацией, конечно, лучше звучит. Однако сам процесс пересчета — большая проблема, которая ведет к деградации звука, и я для себя решил, что кратный пересчет с меньшего значения дис­кретизации лучше, чем высокая частота, но некратный пересчет. В отличие от прошлого раза, когда я писал классический джаз, этот релиз можно считать экспериментом — это будет голландская поп-группа с прекрасной вокалисткой. Надеюсь закончить всю работу уже летом, так что осенью вы уже сможете их послушать на диске.