Дистрибуция Hi-Fi и
AV-техники в Беларуси

Интервью с Дэвидом Хоббсом (David Hobbs), Monitor Audio (Салон AV №11 2006)

09 марта 2009, 12:35

Подготовлено по материалам журнала “Салон AV", ноябрь 2006, www.salonav.com

Интервью с Дэвидом Хоббсом(David Hobbs), Monitor Audio

«Визиты Дэйвида Хоббса, директора по экспорту продукции Monitor Audio в нашу редакцию, стали уже традицией. На этот раз Дэйвид привёз образец из новой серии акустики Bronze Reference. Но так получилось, что разговор моментально перешёл на общее положение дел в Hi-Fi индустрии»

Д.Х.: За последние 50 лет индустрия сделала полный виток и вернулась к истокам - в продаже снова появились виниловые проигрыватели, на интернет-аукционах все больше пластинок и винтажной техники. В Лондоне магазины, торгующие подержанным винилом, растут как грибы. Я недавно был в Калифорнии, и мне там сообщили потрясающую новость - во втором квартале нынешнего года продажи iPod начали падать! И это несмотря на то, что недавно вышла модель iVideo, позволяющая смотреть кино на маленьком экранчике. Это очень серьезный симптом. Люди теряют интерес ко всем этим игрушкам и возвращаются к качественному, в т.ч. аналоговому, стерео. Домашние театры и гаджеты продаются все хуже. Роджер Уотерс из Pink Floyd в недавнем интервью заявил, что всегда ненавидел цифровой звук и дома до сих пор слушает записи на магнитной ленте. Более того, он все свои последние композиции писал в аналоговой студии. При этом позиции Monitor Audio на рынке по-прежнему очень сильны, рост продаж за последний год в разных регионах составил 25 - 30%. Конкуренция заметно ослабла, поскольку мелкие компании скупаются крупными. На рынке постоянно циркулируют слухи о том, кто кого покупает, но Monitor Audio как была, так и остается британской компанией. У нас дела идут очень хорошо. А главным событием последнего времени стал запуск новой серии Bronze Reference.

Н.Е.: А что в ней особенного?

Д.Х.: Мы проектировали ее с учетом упомянутых выше тенденций, поскольку все предыдущие серии были ориентированы на домашний театр. Колонки BR могут, конечно, в нем использоваться, но основное их назначение все же работа в качественной двухканальной системе. Основные фичи - двухкамерный корпус с отдельным объемом для баса, улучшенный твитер C-CAM и аудиофильские компоненты в кроссовере. Зауженные корпуса позволяют втиснуть колонки в заставленную мебелью комнату. Акустика рассчитана на более высокую подводимую мощность и имеет расширенный рабочий диапазон. Соответственно, и электронные компоненты для нее должны быть классом выше.

Н.Е.: А какие конкретно усилители лучше споются с новыми моделями?

Д.Х.: Мы проектируем акустику так, чтобы она могла работать с практически любыми усилителями. При испытании образцов используем Arcam, Cambridge Audio, Denon, Yamaha. Колонки - последнее звено цепи, и от него в значительной степени зависит конечный результат. С хорошей акустикой даже посредственный усилитель будет звучать лучше, а с плохой никакой усилитель звучать не будет. Поэтому современная тенденция - покупать самые лучшие колонки, которые вы себе можете позволить, а к ним подбирать более или менее бюджетную электронику. По поведению рынка Россия отстает от Западной Европы на два-три года, а там продажи домтеатров падают, а Hi-Fi набирает силу. Значит, через некоторое время этот процесс начнется и у вас.

Н.Е.: Если говорить о российской специфике, то наши опросы показывают рост популярности систем 2.1 - комбинации небольших мониторов и сабвуфера.

Д.Х.: Согласен на 100%. Думаю, что это связано с распространением больших плазменных экранов и соответствующей дизайнерской акустики, которая не способна воспроизводить бас. Людям вполне достаточно двух каналов, это же очевидно. У меня есть данные компании Pioneer: если два года назад все плазменные панели покупались для систем 5.1, то теперь 65% работают в комплекте с парой сателлитов и сабвуфером. А поскольку плазма становится все более популярной - размер растет, а цена падает - тенденция со временем будет более явной. И что характерно, многие вещатели, переходя на HDTV, передают двух- или трехканальный звук. Они понимают, что полный surround на самом деле никому не нужен.

И здесь нельзя не учитывать «женский фактор», ведь именно жены чаще всего возражают против покупки громоздкого комплекта 5.1. Еще одно немаловажное обстоятельство - явный культурный рост зрителей. Если на заре домашнего театра они были буквально загипнотизированы звуковыми эффектами, то теперь больше захватывает качественный сюжет, игра актеров, содержание диалогов. Это, кстати, видно по продажам DVD-релизов, и даже Голливуд начинает понемногу перестраивать репертуар.

Н.Е.: Тем не менее первые издания на Blu-ray - блокбастеры, а не психологические драмы...

Д.Х.: Ну конечно, сначала нужно произвести наиболее яркое впечатление на зрителя, это понятно. Повторяется история с SA-CD и DVD-Audio - первыми были переизданы те альбомы, что лучше всего продавались на компакт-дисках. Когда представляется новая технология, художественные достоинства контента отходят на второй план.
Кстати, с переходом на цифру, и особенно на сжатые форматы, музыка потеряла ценность, стала одноразовым продуктом. Скачал, послушал, затер, скачал новую и так до бесконечности. В памяти слушателя ничего не остается - ни названия, ни имени исполнителя, а это очень грустно. Ведь музыка - часть мировой культуры.

Собственно говоря, и появление SA-CD нас никуда не привело, этот формат не получил широкого распространения и никогда не получит. В Германии диски уже начали продавать по 5 евро, и их все равно плохо покупают. Чем они лучше CD? Многоканальностью? Мы уже об этом говорили. Расширенным диапазоном частот? Человек к 35 годам перестает слышать все, что выше 16 кГц, а если в 50 лет вы слышите 12 кГц, можете радоваться. Я очень хорошо знаю людей из Musical Fidelity и считаю, что фирма поступила очень мудро, возобновив выпуск качественных CD-проигрывателей*, эта тема еще не раскрыта до конца.

Н.Е.: Что вы, как представитель спикерной компании, думаете об акустических кабелях? Способны они улучшить звучание колонок?

Д.Х.: Вы можете выключить диктофон?

Н.Е.: Зачем, давайте уж будем откровенны с читателями.

Д.Х.: Как представитель Hi-Fi-индустрии должен сказать, что кабели нужно подбирать для каждого тракта очень тщательно. Но как человек с серьезным техническим образованием хочу дать совет: при подключении нового кабеля всегда четко разделяйте то, что вы реально слышите, и то, что хотите услышать. Многие, купив кабели за 5000 долларов, уже подсознательно настроены на то, что система зазвучит лучше. Так ли это в реальности - большой вопрос. Более того, потратив столько денег, никто даже себе самому не признается, что остался в дураках. Качество кабелей безусловно сказывается на звучании, но при очень больших длинах - более 5 м для интерконнектов и 3 - 4 м для акустических. А что вы сами думаете?

Н.Е.: Мы периодически тестируем кабели, в т.ч. акустические. В правильно подобранной системе можно услышать разницу. В основном меняется звуковая сцена - я думаю, из-за фазовых сдвигов при передаче сигнала - и характер ВЧ-диапазона.

Д.Х.: Вот ключевое слово - «разница»! Вы ее слышите, но можете ли точно сказать, эта разница в лучшую сторону или худшую? И кто знает, как должно быть на самом деле? Это вопрос вкуса, а при формировании вкуса большую роль играет самовнушение или воздействие извне. Я знаю одного парня на Тайване, он считается гуру в области Hi-Fi, так у него кабели подвешены между полом и потолком на серебряных стрингах, которые в несколько раз дороже самих кабелей. Он уверен, что так звучит лучше, я - нет. Но ведь это его система...

Самое главное, на мой взгляд - четко понимать, когда в магазине тебя пытаются развести, а когда предлагают действительно полезную вещь. Для этого нужно набраться хотя бы элементарных знаний, а если есть интерес - будут и знания. l

* Дэйвид имеет в виду kW DM25, мы о них писали, см. http://www.salonav.com/arch/2006/ 06/070-072.html