16 января 2012, 12:04
Подготовлено по материалам журнала "DVD Expert", декабрь 2011, www.dvdexpert.ru
AV-ресивер Marantz NR 1602
“Как у компонента для сетевого театра, в этом ценовом диапазоне соперников у Marantz NR 1602 почти нет”
ПЛЮСЫ: Богатый мелодичный характер; AirPlay и интернет-радио; хорошая поддержка аудиофайлов; изящный дизайн
МИНУСЫ: Система Audyssey MultEQ не всегда точна; мощность усилителя невелика
Модель NR1602 получилась у Marantz особенной благодаря удачному подходу и усилиям конструкторов. Желая уйти от формфактора, традиционного для мощной AV-аппаратуры, компания взяла и уполовинила его. В итоге на свет появился относительно недорогой, но роскошный компонент, заметно отличающийся от конкурентов. NR1602 радует не только уменьшенными габаритами. Фирма иначе расставила и приоритеты функций. Потоковое вещание, интернет-радио и AirPlay в этом ресивере играют не меньшую роль, чем многоканальный звук. Полагаю, скоро NR1602 станет эталоном на рынке домашних кинотеатров.
У аппарата характерная для изделий Marantz лицевая панель: кромки сглажены, множество кнопок. Он выпускается в черном и серебристо-золотом оформлении — последнее напоминает об эре, когда в моде были компоненты цвета «шампань».
При высоте 105 мм ресивер ненамного больше Blu-ray – плеера. Однако NR1602 — 7.1-канальная модель с богатым набором разъемов и аудиокодеков (Dolby TrueHD, DTS-HD Master Audio, DD Plus, DTS HD, обработка DSX для улучшения эффектов по высоте и ширине).
Есть четыре 3D-совместимых входа HDMI (все поддерживают устройства с возвратным аудиоканалом ARC), два компонентных и AV-входа, цифровые оптический и коаксиальный входы, а также Ethernet и порт Marantz – eXtension для опционального Bluetooth-приемника, позволяющего без проводов подключаться к смартфонам на базе Windows или Android. Для акустики предназначены качественные винтовые клеммы. USB-вход на передней панели используется для цифрового подключения iPod/iPhone и как медиаридер. Навигация по внешним жестким дискам и емким USB-накопителям организована весьма удобно. Просмотр содержимого заполненного диска объемом 160 Гбайт не создал никаких проблем.
Процедура настройки хорошо отлажена. Мастер подсказок помогает сконфигурировать систему, подключить колонки и откалибровать звук под помещение. Интуитивно понятный интерфейс потрясает высоким разрешением и скоростью реагирования. Благодаря почти табличному отображению входы назначаются просто. Почему не все делают так? Есть и видеосхема для настройки громкости и выбора каналов, что пока довольно редко встречается в HDMI-системах.
NR1602 оснащен автокалибровкой Audyssey MultEQ. Прилагаемый микрофон подключается к передней панели ресивера, и затем система издает ряд звуков, чтобы оценить расстояние и уровень сигнала. Измерения можно проводить или с нескольких точек (режим 2EQ Full Calibration), или с одной (Quick Start). Однако еще у предшествующей версии Audyssey я обнаружил, что точность ее не слишком велика. Данный образец неверно рассчитал относительное расстояние между тыловыми колонками и сабвуфером в моей комнате. Исправить это просто — достаточно без помощи автокалибровки самому вручную задать расстояние и уровни.
Систему Audyssey MultEQ дополняют технологии Audyssey Dynamic EQ и Dynamic Volume. Ни одной из них я особо не доверяю. Dynamic Volume следует немедленно отключить. Созданную для сглаживания динамичных пиков в исходном материале, ее стоит использовать только тем, кому не нравится громкая музыка.
При подключении к локальной сети этот DLNA-ресивер быстро находит другие устройства. Он мгновенно обнаружил в моей сети устройства UPnP и DLNA NAS. Великолепно реализовано здесь и интернет-радио. Поддерживаются Last.fm, Napster и даже Flickr — сайт обмена фотографиями. Несмотря на наличие AM/FM-приемника, пользы от него немного, поскольку в Сети богатейший выбор музыки, к тому же куда лучшего качества. Для Flickr в аппарате есть интересное применение на время прослушивания сетевого радио — слайд-шоу из фото, заменяющее стандартный скринсейвер NR1602: отличный способ заполнить визуальный вакуум.
Ресивер уверенно транслирует аудиоконтент из локальной сети и с USB-носителей. Он без проблем воспроизводит файлы МР3, Ogg, WMA, WAV, FLAC и ААС, а также считывает метаданные об исполнителе и альбоме.
Конечно, пользователей iTunes и iOS привлечет наличие модуля AirPlay. Настройка происходит мгновенно, и вы получаете возможность транслировать музыку с ПК, Маc или iOS-устройств. AirPlay — очень удобный способ изучать музыкальную коллекцию, особенно с помощью iPad.
Неизбежное следствие уменьшения форм-фактора заключается в том, что аппарат не обладает запасом мощности, характерным для солидных усилителей, его паспортная мощность равна 7 х 50 Вт. Портит ли это все дело? Думаю, нет. Вряд ли это будет проблемой для типовой гостиной. Учитывая, что даже в обособленных домашних кинотеатрах потребность в усилении, большем чем -15 дБ от стандартного уровня ТНХ, маловероятна, с таким ограничением можно смириться. Я запускал и музыку, и кино в многоканальном режиме и никогда не ощущал недостатка мощности.
Удивительно, но небольшой компонент легко может раскачать крупные колонки. У меня он использовался с большими спикерами Definitive Technology. Подсоедините к нему более чувствительную акустику (например, АС поменьше, марки Boston Acoustics), и дом заполнится звуком.
Прослушивание многоканальных SACD на NR1602 радует. При подключении к универсальному Blu-rау – плееру Marantz UD7006 этот ресивер выдает мягкий и открытый саунд. Записи Эми Фуджиты, изданные в Японии на лейбле Camomile Best Audio, поражали не только изумительной широтой, но глубиной. Настоящее 3D для ушей.
Аппарат также очень легко справляется с пиковой нагрузкой, оказываясь достаточно энергичным, чтобы во всей красе представить дуэль на велосипедах в «Троне: Наследии». 7.1-канальный саундтрек из «Трона» на Blu-ray остается одним из лучших, и эта маленькая коробочка Marantz поразительно хорошо воспроизводит его. Звук имеет четкую направленность, диалоги точны, басы глубоки. Итог — на редкость сочное звучание.
По возможности стоит подключить к ресиверу 7-канальную аудиосистему. Немногочисленность аудиомиксов 7.1 на Blu-ray не имеет значения. И хотя на данный момент максимум, что выдают трансляторы, это Dolby Digital 5.1, NR1602 способен ровно распределить сигнал на все каналы, используя Dolby EX. Постобработка в этом режиме хороша, рекомендую пользоваться ею, если у вас расширенная аудиосистема. Если вы не собираетесь подключать тыловые колонки, то свободные каналы можно задействовать для передачи стереозвука в другую комнату.
Хотя большинству пользователей для передачи звука и видео нужны HDMI-входы, аналоговые входы NR1602 обеспечивают приятную теплоту. Музыка с CD, воспроизводимых на UD7006, при передаче через аналоговые стереовходы и включенном режиме Pure Direct играла весьма привлекательно. Концерт для скрипки до мажор Моцарта был исполнен восхитительно — без малейших признаков цифровой резкости.
Marantz NR1602 меньше по габаритам, чем обычные ресиверы для ДК, однако звучит он отлично. Среди AV-ресиверов он выделяется изяществом, стилем и своими характеристиками. А как у компонента для сетевого театра, в этом ценовом диапазоне соперников у него почти нет