19 сентября 2011, 17:37
Подготовлено по материалам журнала HI-FI.RU июнь 2011, www.hi-fi.ru
AV-ресивер Arcam FMJ AVR400
“Британская компания Arcam представила AV-ресивер с поддержкой интерфейса HDMI версии 1.4, а значит, и технологии 3D. Примечательно здесь то, что это первая модель с подобной функциональностью, спроектированная за пределами Японии”
Серьезные аудиофильские бренды всегда отличались консерватизмом в отношении новомодных цифровых штучек. Даже когда под натиском пожеланий клиентов они осторожно вступают на территорию домашнего кинотеатра, то не спешат внедрять в свои AV-компоненты новейшие форматы и функции, благоразумно предоставляя право набить первые шишки более крупным игрокам в массовом секторе рынка. Но как раз в сфере домашнего кино, фактически на стыке аналоговой техники и компьютерных технологий, такая политика становится тормозом. И все чаще в составе кинотеатральных систем класса High End можно встретить сравнительно недорогой для этого уровня AV-ресивер, играющий роль кинотеатрального процессора. Однако сложившийся порядок иногда нарушается. Именно так можно квалифицировать появление в топовой серии FMJ английской компании Arcam AV-ресивера AVR400, оснащенного портами HDMI последней версии 1.4 с поддержкой трехмерного видео. Теперь, подбирая компоненты для модного 3D-кинотеатра, не обязательно ограничиваться массовой продукцией крупных японских корпораций — можно попробовать нечто более редкое и изысканное. Тем более что аппарат обладает огромным потенциалом — ведь он младший брат флагмана Arcam FMJ AVR600, завоевавшего симпатии наших экспертов, и унаследовал все использованные при его проектировании наработки. Кстати, есть хорошая новость и для владельцев топовой модели — к лету Arcam обещает выпустить плату апгрейда, после установки которой FMJ AVR600 получит коммутацию HDMI версии 1.4 и поддержку технологии 3D.
Строгий фасад Arcam FMJ AVR400 практически в точности повторяет внешность 600-го ресивера. Лицевую панель оживляет лишь монохромный дисплей с хорошо читаемым зеленым шрифтом и ряд кнопок под ним. Как и у старшего брата, регулятор громкости и селектор входов реализованы в виде пары клавиш. Не слишком удобное решение в сравнении с классическими рукоятками, в особенности если управлять аппаратом приходится в затемненном помещении. Впрочем, в большинстве случаев для этих целей будет использоваться пульт ДУ, и потому вряд ли справедливо относить указанный момент к числу серьезных недостатков. (Кстати, пульт, в котором соединились простота и изысканный стиль, тоже хорошо нам знаком по топовой модели.)
Единственное, у Arcam FMJ AVR400 отсутствует вентиляционная щель в нижней части лицевой панели, поскольку здесь охлаждение организовано несколько иначе, о чем мы расскажем чуть позже. Портов USB и HDMI на передней стороне корпуса по-прежнему нет — оперативная коммутация ограничена двумя мини-джеками: один служит для подключения наушников, а второй играет роль одновременно аналогового входа AUX, оптического цифрового интерфейса и входа для измерительного микрофона системы автоматической калибровки.
По внутренней компоновке ресивер довольно сильно отличается от 600-го. Главное несходство заключается в том, что в данном случае инженеры отказались от модульного принципа построения конструкции с единой материнской платой и модулями расширения, дающего возможность осуществить в будущем определенный апгрейд аппарата вплоть до пополнения коммутационного арсенала. В итоге под крышкой AVR400 мы видим обычную этажерку электронных плат у задней стенки. Изменена и система вентиляции выходных каскадов. У старшего брата крупные вентиляторы принудительного охлаждения были вмонтированы в днище корпуса, а циркуляцию воздуха обеспечивала широкая щель в нижней части фасада. Здесь же два вентилятора поменьше установлены между радиатором и лицевой панелью, лишенной каких-либо отверстий. При этом в блоке питания сохранен мощный тороидальный трансформатор, во многом определяющий качество звучания ресивера, а монтаж, разводка и компоновка плат отличаются основательностью и аккуратностью.
Уступает младшая модель и в части коммутации. Входов HDMI тут тоже пять, тогда как выход лишь один, что ограничивает использование аппарата в системах с двумя устройствами отображения (впрочем, эту проблему легко решить при помощи HDMI-сплиттера, благо подобных приборов предлагается сегодня много). Кроме того, количество компонентных входов уменьшилось до стандартных трех, а еще у Arcam FMJ AVR400 нет фонокорректора для проигрывателя виниловых дисков. Однако с учетом более чем двукратной разницы в цене все эти упрощения вряд ли можно признать критическими.
В то же время ресивер в полном объеме сохранил мультимедийный потенциал флагмана фирменной линейки. Его можно интегрировать в домашнюю компьютерную сеть, для чего на коммутационной панели имеется порт Ethernet; способен он и считывать контент с внешних накопителей с интерфейсом USB — соответствующий разъем расположен рядом. Странно, правда, что конструкторы не разместили указанный порт на фасаде корпуса, хотя это существенно облегчило бы подключение жестких дисков и флешек. Встроенный мультимедийный проигрыватель знаком со многими популярными аудиоформатами, включая FLAC и AAC. Помимо воспроизведения мультимедийных файлов ресивер может транслировать программы интернет-радиостанций.
Системное меню Arcam FMJ AVR400 если и отличается от топовой модели, то лишь в нюансах. Продуманная эргономика и приятный интерфейс позволяют легко освоиться в его ветвистой иерархии. Функциональность сохранена полностью. К примеру, здесь тоже разрешается задавать практически любые параметры звучания индивидуально для каждого входа. Работа видеопроцессора регулируется по всем основным показателям, причем также независимо для каждого входа, плюс его можно и отключить, транслируя видеосигнал на выход HDMI как есть. Из недостатков отметим то, что при изменении, к примеру, громкости, характеристик картинки или выбранного входа соответствующую информацию нельзя отобразить на телевизоре или проекционном экране.
Ресивер оснащен фирменной системой автоматической калибровки Arcam Auto Speaker Setup с измерительным микрофоном, уже знакомой нам по 600-й модели. Кроме установки основных параметров работы декодера окружающего звука эта система проводит поканальную эквализацию Room EQ для компенсации резонансов помещения прослушивания. Нужно только не забыть активировать данную функцию для каждого используемого входа — по умолчанию Room EQ в системном меню для всех входов отключена. Не забыты разработчиками и модные гаджеты Apple, достаточно лишь дополнительно приобрести одну из фирменных док-станций — Arcam irDock или Arcam rLead.
При воспроизведении саундтреков высокого разрешения Arcam FMJ AVR400 продемонстрировал очень динамичное и в то же время легкое и открытое звучание. Хирургически точный процессинг четко отслеживал траектории аудиообразов, а звуковое полотно буквально обволакивало нас, бросая в самый водоворот событий. Усилители ресивера без труда справлялись с нашей лабораторной акустикой даже в наиболее напряженных сценах кинофильмов, не пасуя и на весьма высоких уровнях громкости. Достойное усиление помогало аппарату уверенно чувствовать себя и в составе стереосистемы — звучание отличалось масштабностью и должным вниманием к самым мелким нюансам музыкальных композиций.
Результаты измерений
Измеренные характеристики Ortofon LMA-60 своими абсолютными значениями не бьют рекорды, но весьма достойны и хорошо коррелируют с данными производителя. Неравномерность частотной характеристики (рис. 1) в диапазоне звуковых частот практически отсутствует (0,13 дБ). Плавный спад в надтональной области гарантирует полосу пропускания сигнала по уровню –3 дБ не уже 100 кГц. Обладая невысокой выходной мощностью (30 Вт на канал при 8 Ом), усилитель предполагает использование высокочувствительной акустики, но при этом не ограничивает импеданс нагрузки. Продукты нелинейных искажений измеряются сотыми долями процента во всей полосе рабочих частот и мощностей (рис. 2). Значение коэффициента демпфирования достаточное — 110 единиц. Отношение сигнал/шум благодаря крайне малым собственным шумам усилителя составляет 116 дБА. Разделение сигналов между каналами (рис. 3) можно охарактеризовать как умеренное (на частоте 10 кГц оно равно 55 дБ).
Паспортные данные:
Тип – AV-ресивер | Название – Arcam FMJ AVR400 | Выходная мощность, Вт – 7 х 90 (20 Гц — 20 кГц, 0,1% КНИ) | Энергопотребление, Вт – 1500 | Декодирование – Dolby Pro Logic II / IIx, LPCM 7.1, Dolby Digital, Dolby TrueHD, DTS, DTS-HD Master Audio | Частотная характеристика, Гц – нет данных | Гармонические искажения (20 Гц — 20 кГц, 90 Вт), % – менее 0,2 | Система автокалибровки – Arcam Auto Speaker Setup | Коммутация HDMI v.1.4a, входов / выходов – 5 / 1 | Видеовходы – композитные (4), S-Video (4), компонентные (3) | Видеовыходы – композитный, компонентный | Аудиовходы – AUX minijack, RCA (6), цифровые оптические (3), цифровые коаксиальные (4), многоканальный аналоговый 7.1 | Аудиовыходы – RCA, многоканальный аналоговый 7.1 | Дополнительно – USB, Ethernet, триггеры 12 В (2), разъемы для внешнего датчика IR (2), разъем для наушников | Габариты, см – 43,5 x 17,2 x 44,0 | Масса, кг – 15,5
Оценки:
Звучание в кино - 95%
Звучание музыки - 95%
Функции - 90%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 95%
Плюсы: точный процессинг, хорошее усиление, поддержка 3D
Минусы: отсутствие на фасаде портов USB и HDMI
Вывод:
Младшему в линейке AV-ресиверов FMJ компании Arcam вполне по силам не только составить конкуренцию топовым аппаратам японских брендов, но и завоевать популярность среди приверженцев Arcam на фоне своих старших братьев по модельному ряду.