24 февраля 2009, 16:32
Подготовлено по материалам журнала “Салон AV", январь 2007, www.salonav.com
Проигрыватель виниловых дисков Pro-ject RPM 10
«Перед любой покупкой мы тщательно взвешиваем все «за» и «против» и лишь после этого принимаем решение. Но при выборе винилового проигрывателя взвешивать приходиться в буквальном смысле – его цена и качество зависят от многих параметров, но все они так или иначе связаны с массой. Как ни крути, а здесь всё-таки чистая механика...»
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
1. Miles Davis & Marcus Miller, «Music From Siesta». Warner Bros., USA 1987.
2. Sting, «ЕNothing Like The Sun».
2 LP, A&M USA 1987.
3. Nirvana, «Nevermind».
Geffen UK, 2001.
4. Giacomo Puccini, «La Boheme». EMI/Electrola, 1962.
КОМПОНЕНТЫ
Фонокорректор Bluenote Phono One (C= 550).
MC-головка Goldring Elite (C= 623).
Усилитель Bryston B60R ($3050).
Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300).
Межблочные кабели: Accuphase Super Refined SL-10G ($600).
Акустические кабели Legacy TL (3 м) ($1030).
Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110).
Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (C= 52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150).
Не случайно одна из старейших фирм, известная своими тонармами, первоначально выпускала весы, потому и называется SME - Scale and Measurement Equipment. Но это так, к слову, сегодня речь пойдет об изделиях совсем других производителей.
С продукцией австро-чешского объединения Pro-ject мы уже хорошо знакомы, это, пожалуй, единственная компания, основу ассортимента которой составляют проигрыватели начального и среднего уровня. Интересно, что собой представляет верхняя модель в такой линейке - венец творения при ограниченном бюджете?
Проигрыватель Pro-Ject RPM 10 построен на платформе очень популярной модели 9.1х - то же треугольное основание с плавными обводами, лаковое покрытие «черный антрацит», акриловый диск с тяжелым латунным прижимом, выносной двухскоростной двигатель, эластичный пассик и тонарм с трубкой из углеволокна. Разница же в том, что масса диска увеличена с 3,5 до 5,4 кг, а эффективная длина тонарма - с 9 до 10 дюймов. Отсюда, собственно, и номер модели. Вообще говоря, 10 дюймов, или 245 мм, не стандартная величина, большинство производителей придерживаются значений 9 и 12 дюймов. Чем же длинный тонарм лучше? У него меньше угловая погрешность (постройте треугольник с вершинами в точке опоры тонарма, центре вращения пластинки и точке контакта иглы, и вы сами увидите) и, соответственно, искажения. А платить за это приходится повышенным моментом инерции вследствие увеличения массы и плеча приложения силы. Именно поэтому для изготовления трубки используют очень легкие материалы - титан, алюминий и всевозможные полимеры. Прямая «рука» Pro-Ject 10 сс сделана из карбонового волокна, причем шелл является его неотъемлемой частью. Если вам приходится часто менять головки, съемный шелл предпочтительнее, при обычной же эксплуатации в нем особой нужды не вижу. В комплекте к тонарму идут два шестигранных ключа для регулировки азимута и вертикального угла. В последнем случае нужно ослабить два утопленных винта в вертикальной стойке и подобрать высоту опоры так, чтобы при установке иглы на пластинку трубка тонарма была параллельна ее поверхности. Учтите, что изменение прижимной силы влияет на VTA из-за прогиба кантеливера.
Для регулировки проигрывателя в комплекте имеется протрактор, шаблон для установки тонарма и спиртовой уровень в деревянной обойме. RPM 10 поставляется вместе с изолирующей платформой Ground It deluxe, о которой я уже рассказывал (см. www.salonav.com/arch/2006/08/076-079.html). А вот пылезащитную крышку придется покупать отдельно.
Головку мы выбрали Goldring Elite - это флагманская модель, которая собирается вручную в Англии. Катушка у нее намотана серебряным проводом, поэтому имеет сопротивление всего 8 Ом. А, как известно, чем меньше сопротивление источника, тем меньше шумы. Катушка находится в центре мощного магнитного поля, которое создается неодимовым магнитом. Разработчики стремились сделать головку как можно легче, поэтому она имеет очень тонкий профиль и изготовлена из акустически пассивного полимера, запатентованного под названием Pocan. На коротком кантеливере, представляющем собой сверхлегкую алюминиевую трубку, установлена алмазная игла с профилем Gyger I (ее размеры 0,47 x 0,19 x 4,72 мм). По форме он ближе к эллипсу, чем к сфере, и оптимизирован для получения более надежного контакта с поверхностью звуковой дорожки. Защитный колпачок съемный, и пренебрегать им не следует - при установке тонарма на «подлокотник» головка висит высоко в воздухе, и задеть иглу ничего не стоит.
Картридж поставляется в скромной картонной коробочке. В ней же вы найдете и установочный комплект - пару винтов с гайками, а также шестигранный и гаечный ключики соответствующих калибров. Там же - паспорт и лента из самописца Bruel & Kjaer с частотной характеристикой. Если это реальная кривая, то головка очень линейная, небольшие отклонения наблюдаются ниже 35 Гц и на участке 8 - 30 кГц.
С настройкой тонарма никаких трудностей не возникло, хотя вес картриджа оказался немного ниже расчетного для штатного противовеса. Оптимальное усилие прижима и антискейтинг, как всегда, определил с помощью тестового диска «Vinyl Essentials». Резонанс системы «тонарм/головка» оказался на 10 Гц, заметные искажения в левом канале появились на 80-микронной дорожке.
Саундтрек из «Сиесты» [1] записан на виниле с кинематографическим качеством, и это удалось почувствовать в полной мере. Звук открытый, свободный, очень прозрачный. Передний край сцены примерно на полметра ушел за линию колонок, из-за чего было полное ощущение, что работают не они, а какие-то другие, спрятанные в задней стене. Картина на удивление цельная и рельефная, такое пространство нечасто получается у дорогих CD-источников. Проигрыватель неплохо справляется со сложными ритмическими структурами, четко держит музыкальный темп.
Детальность воспроизведения намного выше средней - на двойнике Стинга [2] слышны мельчайшие подробности исполнения, и, что особенно ценно, треск немного подпиленной пластинки не слишком заметен. Вообще должен заметить, что Elite обладает редким качеством нивелировать артефакты без ущерба для музыкальных нюансов и тонального баланса.
Для исследования нижнего диапазона ставим «Нирвану» [3]. На «Bloom» бас-гитара буквально осязаема, она точно очерчивается в пространстве и очень натуральна по тембру. На фоне ее пульсирующего ритма контрастно и ярко выделяются тарелки ударника. С первых тактов «Breed» инструменты вступают по очереди - сначала заполняется правый фланг звуковой сцены, затем середина, и лишь в последнюю очередь левый. Бюджетные головки обычно упрощенно передают этот режиссерский прием, превращая его в примитивную демонстрацию возможностей стереофонической записи. Здесь же словно справа налево медленно сдвигается все звуковое полотно. Тональный баланс в большинстве случаев правильный, но на некоторых записях мне показалось, что середина несколько легковесна, в ней нет того мощного наполнения, что на краях диапазона. Возможно, легкому карбоновому тонарму лучше бы подошла головка потяжелее, а может, все дело в том, что коррекция при записи дисков могла быть разной.
Арии из «Богемии», конечно, не вызвали полного ощущения присутствия в опере, но в целом сцена выглядит очень натурально. Вот на CD почему-то не чувствуется такой разницы в звукорежиссуре, там все записи разложены, в общем-то, грамотно, но почти одинаково. С винилом совсем другое дело, тут что ни диск, то открытие.
Можно ли из этого проигрывателя выжать больше? Если и да, то совсем немного. Как в любой хорошо продуманной системе, улучшить что-либо без кардинальной переделки невозможно. При такой комплектации я бы посоветовал утяжелить шелл на 1 - 2 г с помощью грузика и заменить штатный сигнальный кабель более солидным, возможно, серебряным. Не исключено, что этим можно будет получить более выразительную середину и поднять звуковое разрешение.
Для итальянской Bluenote это начальный уровень, хотя у многих других фирм такой ценник можно увидеть лишь на топовых моделях. Внешность типичная - стальной корпус с полированной акриловой панелью, четыре гнезда RCA с клеммой заземления и сетевой шнур. Внутри - небольшой сетевой трансформатор, выпрямитель со стабилизаторами на LM317/337 и сама плата корректора. Тип головки задается DIP-переключателями, правда в каком положении они должны быть для МС и ММ, нигде не указано. В каждом канале по две микросхемы NE5534, установленных на панельках. Это малошумящие широкополосные (1 МГц) операционные усилители, специально разработанные для аудио.
В цепях коррекции - 1-процентные резисторы и пленочные конденсаторы MKT.
С Phono One я слушал обе головки из нынешнего обзора - Boboli Signature и Goldring Elite. Конечно, звучали они по-разному, но некоторые характерные черты выявились в обоих случаях. Это, конечно, бас - его было столько, что пришлось уменьшить громкость против обычного уровня. Качественно его можно смело оценить на четыре с плюсом, до пятерки он не дотягивает из-за не слишком внятной артикуляции, я бы сказал, ваты в самом нижнем регистре. Верхний диапазон в меру информативен, звучание тарелок и медных духовых вполне натурально. Сцена хотя и зависит от класса головки, но в целом устойчивая и достаточно глубокая. При переходе на МС шумы очень незначительны. Честно говоря, даже удивился, как итальянцам удалось столь скупыми средствами добиться такого убедительного звучания. Возможно, все дело в тщательном отборе комплектующих.
Модель занимает в линейке Bluenote второе место снизу и является улучшенной версией младшей Boboli MK II. Как видите, картридж солидных габаритов, а по массе (11,5 г) превосходит все, с которыми мне раньше приходилось иметь дело. Корпус отфрезерован из цельной алюминиевой заготовки, анодирован в синий цвет и заглушен изнутри с помощью специальной вибропоглощающей мастики Sustarin. Катушка намотана вручную бескислородной медью, магнитная система неодимовая. Выходное напряжение составляет 1,8 мВ, поэтому головку можно подключать к обычному фонокорректору ММ напрямую, без повышающего трансформатора. Кантеливер представляет собой легкую трубку из магниевого сплава, а подвес изготовлен из пластичного полимера, долгое время сохраняющего свои механические свойства. Игла алмазная, с эллиптическим профилем, состоит из двух механически развязанных частей. Она защищена откидывающимся акриловым щитком, что, на мой взгляд, очень удобно - съемные колпачки рано или поздно теряются. К шеллу головка крепится двумя винтами, вкручиваемыми в глухие резьбовые отверстия.
На прожектовский тонарм головку поставить не удалось - в комплекте проигрывателя не было утяжеленного противовеса, а штатного оказалось недостаточно. Вообще-то, Boboli MK II явно сделана под старые тонармы Thorens, EMT и т.п. Мне же пришлось устанавливать дополнительный груз на Micro Seiki MA-505 и значительно поднимать опору. Очень легко настроился азимут - благодаря большой ширине корпуса заметна даже малейшая его непараллельность. Но есть и неприятный момент - нижний край головки почти садится на краевой бортик пластинки, поэтому даже при небольших вертикальных биениях может задевать его передним углом Так что придется либо избавляться от коробленых дисков, либо при прослушивании пропускать первую дорожку.
Резонанс системы, измеренный по тестовой пластинке «Vinyl Essentials», оказался на 9 Гц, что неудивительно при такой массе головки. Заметные на слух искажения появились на 80-микронной дорожке, причем в обоих каналах сразу.
Действительно, Boboli Signature прекрасно работает с ММ-корректорами, несмотря на то, что чувствительность последних 5 мВ, каких-то особых шумов не слышно. Звучание головки отлично сбалансировано по всему частотному диапазону, она ничего не выпячивает и не скрадывает. Верх прозрачен и легок, прекрасно выстраивается звуковая сцена. Бас мощный, но не навязчивый. При воспроизведении последней дорожки на диске нет ни малейшего намека на искажения, даже при максимальной амплитуде записанного сигнала. «Нирвана» [3] - динамично, грубо, с невероятно плотным саундом; Майлз Дэвис - мягко и интеллигентно, даже немного убаюкивающе. Создается очень правильное, на мой взгляд, настроение для каждой пластинки, похоже, головка вникает в самую суть музыки. l
Заявленные характеристики проигрывателя Pro-Ject RPM 10
Скорости вращения диска, об/мин 33/45
Отклонения от номинально скорости, % ±0,5
Детонация, % ±0,01
Уровень рокота, дБ >-73
Эффективная длина тонарма, мм 245
Эффективная масса тонарма, г 9
Прижимная сила, мн 10 - 35
Вылет иглы (overhang), мм 16
Расчетная масса головки, г
- со штатным противовесом 6 - 9
- опциональным противовесом №1 7 - 11
- опциональным противовесом №2 10 - 15
Масса диска, кг 5,4
Диаметр диска, мм 300
Масса проигрывателя, кг 14,5
Масса двигателя, кг 2
Габариты, мм 480 x 210 x 330
Заявленные характеристики головки Goldring Elite
Тип МС
Диапазон частот (±2 дБ), Гц 20 - 30000
Выходное напряжение (1 кГц), мВ 0,5
Разделение каналов (1 кГц), дБ >25
Профиль иглы Gyger I
Разбаланс каналов (1 кГц), дБ 1
Оптимальная прижимная сила, г 1,5 - 2
Вертикальный угол (VTA), град. 20
Статическая гибкость, мм/н 18
Кантеливер алюминий
Оптимальное сопротивление нагрузки, Ом 100
Оптимальная емкость нагрузки, пФ 100 - 500
Внутренняя индуктивность, мкГ 12
Внутреннее сопротивление, Ом 8
Масса, г 5,7
Заявленные характеристики фонокорректора Bluenote Phono One
Полоса пропускания (±3 дБ), Гц 1 - 100000
КНИ (20 Гц - 20 кГц), % 0,1
Общее усиление (1 кГц), дБ
- в режиме ММ >40
- в режиме МС >60
Входное сопротивление, Ом
- в режиме ММ 47000
- в режиме МС 470
Чувствительность, мВ
- в режиме ММ 0,9 - 5
- в режиме МС 0,3 - 0,8
Отношение сигнал/шум, дБ
- в режиме ММ -80
- в режиме МС -70
Габариты, мм 130 х 110 х 240
Масса, кг 3
На графике явно видны расхождения между характеристикой корректора (синяя) и рекомендациями обоих стандартов - МЭК-78 (зеленая) и RIAA (красная). И если в ВЧ-области у Phono One кривая идет всего на 0,5 дБ выше, то на низких частотах расхождения намного заметнее: 1 дБ с RIAA и 3 дБ с МЭК (20 Гц). С басом у этой коробочки все в порядке, так что будьте аккуратнее при проигрывании коробленых пластинок.
Уровень искажений 1% достигается при выходном напряжении 13,4 В (RMS), что при усилении 40 дБ соответствует 134 мВ на входе. Таким образом, перегрузочная способность корректора при номинальной чувствительности 5 мВ составляет чуть более 28 дБ. Это очень неплохой результат для столь простой схемы. Спектр гармоник приводится при самом начале клиппинга. В нем присутствуют все составляющие, вплоть до высших порядков.
Заявленные характеристики головки Bluenote Boboli Signature
Тип МС
Диапазон частот (+1,5 дБ), Гц 20 - 40000
Выходное напряжение (3,54 см/с, 1 кГц), мВ 1,8
Разделение каналов, дБ >28
Профиль иглы микроэллипс
Оптимальная прижимная сила, г 1,2 +/-0,2
Динамическая гибкость, см/дин 8 х 106
Кантеливер магниевый сплав
Оптимальное сопротивление нагрузки, кОм 47
Масса, г 11,5