25 января 2014, 10:04
Подготовлено по материалам журнала "Pro High End", апрель 2013, www.prohighend.ru
Завод Pro-Ject
«Что может быть лучше отпуска в Праге? Пожалуй, разве что экскурсия по чешским аудиокомпаниям»
Что мы знаем о чешской электронике? То, что долгое время монополистом на этом рынке была компания TESLA, основанная 18 января 1921 года под именем Electra, а четверть века спустя переименованная в честь изобретателя Николы Теслы. Потом, правда, появилась новая трактовка этого названия — TEchnika SLAboprouda, что переводится как «низковольтное оборудование». Продолжалось все это без малого 60 лет, практически вплоть до распада Чехословакии. За это время было выпущено огромное количество продукции — как не выдерживающей никакой критики в силу своего дизайна, функционального оснащения и качества, так и весьма конкурентоспособных моделей. О многом говорит хотя бы тот факт, что на заводе в Литовеле выпускались, например, проигрыватели грампластинок для швейцарской компании Lenco и английского NAD. Кстати о Литовеле. Городок с историей почти в три четверти тысячелетия и населением с десяток тысяч человек в отношении культурологических ценностей может похвастаться ратушей, чумным столбом и каменным мостом Иоанна Богослова через Мораву (верхний приток Дуная). Что же касается градообразующих предприятий, то их два: пивоварня и завод Pro-Ject — собственно говоря, и основанный на базе бывших производственных мощностей TESLA.
Шестиэтажное здание и несколько сотен постоянных сотрудников позволяют производить в год, как минимум, полсотни тысяч проигрывателей грампластинок. Для меня эти цифры прозвучали как гром среди ясного неба! Вдумайтесь: ведь многие весьма именитые производители акустических систем (а это, по логике вещей, — гораздо более востребованный товар) выпускают чуть ли не на порядок меньше позиций.
Не меньшее удивление вызвала у меня и степень локализации производственного процесса. На самом деле, легче перечислить те операции, которые в итоге ложатся на сторонних поставщиков. Во-первых, это изготовление углеволоконных трубок для тонармов, которые, как я понял, производит компания, чьим основным профилем является яхтенная оснастка. Трубки в Литовел приходят некрашеными и без монтажных отверстий, то есть практически в виде заготовок, а уж все операции по сборке тонармов осуществляются на месте. Во-вторых, это акриловые части проигрывателей. Как выяснилось, сам по себе акрил не так уж и дорог, да и обработка его не представляет особого труда, но вот окончательная отделка — дело муторное и долгое, так что пусть им лучше занимаются cпециально обученные люди. Так что, например, акриловые диски приходят на завод уже готовыми, в предохранительной пленке, а здесь бережно распечатываются и устанавливаются. Вот, пожалуй, и все внешние заказы. А, ну разве что еще корпуса’ проигрывателей в шпоне особо ценных пород дерева: тут уж понятно, что прерогатива за качественными мебельными производствами. Но на этом — всё, дальше сами.
Из техпроцессов, вызвавших искреннее удивление и уважение, особо упомяну два, и первый — это собственное производство всей металлической фурнитуры. Для этого практически целый этаж отведен под парк станков с ЧПУ. Второй — это собственное производство электродвигателей. Знающие люди поймут, насколько это ответственный и сложный шаг. Тем не менее — факт остается фактом, двигатели полностью собираются в Литовеле. Возвращаясь к тонармам: в ходе экскурсии мне показали опытные образцы с цветными нитями (в моем случае — красными и зелеными). Выглядят они очень оригинально, и если в итоге пойдут в серию — несомненно будут пользоваться хорошим спросом.
Идем дальше. Еще один большой цех — покрасочный, на несколько камер, для углеволокна, MDF, металла и прочего. Подготовленные таким образом компоненты поступают на сборочную линию, где соединяются, настраиваются, юстируются, в обязательном порядке проходят холостой прогон/прогрев, окончательно проверяются и упаковываются. Все операции разбиты по типам, поэтому перенастроить процесс под выпуск того или иного аппарата — вопрос весьма короткого времени, что периодически и происходит, по факту прихода заказа от того или иного дистрибьютора.
Хочу заметить, что данная фабрика производит исключительно проигрыватели грампластинок, под торговыми марками Pro-Ject и целым рядом других. Что же касается линейки Box Design, то она собирается на другом производстве, также расположенном в Восточной Европе. В ходе посещения Литовела я встречался с представителем этого предприятия, и мы с ним обсудили текущее положение вещей и ближайшие перспективы в сфере сетевой аудиотехники. Pro-Ject является одним из крупнейших (если не самым крупным) потребителем продукции австрийской компании StreamUnlimited, а потому может не только получать их модули по практически самым выгодным условиям, но и отчасти «заказывать музыку» в том, что касается направления дальнейших разработок. Более того: специалисты компании принимают активное участие в разработке программного обеспечения для этих модулей, а также занимаются всей сторонней обвязкой, так что считать это направление лишь производством по изготовлению корпусов под готовые модули было бы крайне ошибочно.