Дистрибуция Hi-Fi и
AV-техники в Беларуси

Акустические системы Monitor Audio Platinum PL300 ("Pro High End" №05 2013)

25 июля 2013, 19:15

Подготовлено по материалам журнала "Pro High End", май 2013, www.prohighend.ru

Акустические системы Monitor Audio Platinum PL300

"Английскую компанию Monitor Audio основали в 1972 году Мохаммед Икбал, Мартин Колломс и Майк Бини. Удивительно, как это никому из них не пришло в голову присвоить ей название МММ! Буквально через пару лет на свет появились 3-полосные условно полочные (высота 715 мм, масса 27 кг) акустические системы MA3 с овальным «басовиком» EMI —несмотря на свой почти 40-летний возраст, встречающиеся и популярные поныне, а еще два года спустя стартовало собственное производство корпусов для АС. В 1979 году выходит, пожалуй, единственный решительно нетипичный для этого производителя продукт — прямоприводный проигрыватель грампластинок ET500. В дальнейшем и по сей день в отклонении от «генеральной линии» компания замечена не была."

Акустические системы Monitor Audio Platinum PL300 (

1986 год ознаменовался выпуском классических полочных 2-полосных колонок R852MD. Казалось бы — ничего примечательного, но: во-первых, они стали первыми в модельном ряду, оснащенными ВЧ-динамиками с металлическим куполом, а во-вторых — последними, разработанными для Monitor Audio Робином Маршаллом, который за три года до этого закончил сотрудничество с компанией и основал собственную, Epos Acoustics. Два года спустя купол твитера получил фирменное золотое напыление, используемое и поныне, а еще через год был выпущен первый вуфер с металлическим диффузором, если можно так сказать — «армированным» керамическим напылением. В итоге 1991 год запомнился сотрудникам и поклонникам Monitor Audio созданием динамиков с технологией C-CAM. На словах всё выглядит достаточно просто: диффузор из сплава алюминия с магнием покрывается слоем корунда толщиной 50 микрон. Но для того, чтобы разработать и реализовать на практике данную методику, потребовались годы упорного труда.

Стык тысячелетий отмечен существенным расширением производственных мощностей и, в частности, — переездом на новое место. Кроме этого, была разработана и внедрена технология производства диффузоров RST (Rigid Surface Technology), которая заключается в нанесении на поверхность излучателя углублений, служащих своего рода ребрами жесткости, что, в свою очередь, позволяет использовать более тонкие и легкие материалы. Если я правильно понимаю, первой серией, на которой была опробована эта технология, стала вышедшая в этом же году Gold Reference. Наконец, в январе 2007 года, на выставке в Лас-Вегасе, была представлена флагманская серия Platinum, которая остается таковой до сих пор. Старшие АС из этой серии, напольные PL300, мы сегодня и протестируем.

Конструкция
Начнем с динамиков. Понятно, что тут не обошлось без C-CAM, но — в своей ультимативной на сегодня версии под названием RDT (Rigid Diaphragm Technology). На основание из сотового полипарафенилентерефталамида Nomex с двух сторон наносятся слои C-CAM толщиной 40 мкм. Получившийся «сэндвич», по утверждению изготовителя, обладает в 150 раз большей жесткостью, нежели диффузор из C-CAM толщиной 200 мкм, но при этом он еще и существенно легче. Очевидно, что оборотная сторона подобных качеств в данном случае — стоимость, но на то он и флагман.

Пара НЧ-излучателей с диффузорами диаметром 150 мм нагружены на фазоинверторы HiVe II (от High Velocity), чьи порты располагаются на тыловой панели. Однако и тут все не просто. Они изготовлены из термопластичного полимера ARC ( Anti-Resonance Composite) с добавлением алюминиевой пудры и снабжены продольными канавками для устранения турбулентности и ускорения прохождения воздушного потока. Из этого же материала изготовлено закрытое акустическое оформление пулевидной формы TLE (Tapered Line Enclosure) для СЧ-динамика с диффузором диаметром 90 мм, 2-дюймовой звуковой катушкой и магнитной системой на основе NeFeB.

Удивительно, что по технологии C-CAM изготовлена даже мембрана ленточного ВЧ-излучателя, притом, что ее масса составляет лишь 0,018 г. В нем также используется магнитная система на основе NeFeB. Частоты раздела полос составляют 550 и 4000 Гц, а сам разделительный фильтр находится в основании колонки, также изготовленном из полимера ARC, но уже с добавлением гранитной крошки. Из этого же полимера сделана выпуклая фронтальная панель корпуса АС. К вогнутой тыловой панели она притянута четырьмя металлическими стяжками с нормируемым посредством динамометра усилием. Корпус выполнен из многослойного клееного MDF, в нем отсутствуют параллельные поверхности, а между передней и задней панелями расположена своего рода панель акустического сопротивления в виде вентилируемой распорки.

Кроме этого, используется битумное демпфирование внутренних поверхностей. Внешняя отделка — натуральный шпон палисандра или эбенового дерева, либо нейтральный черный, поверх — 11-слойный рояльный лак, а для лицевой панели предусмотрена натуральная кожа марки Strathspey от компании Muirhead. Корпус покоится на пулевидных шипах с возможностью коррекции их положения сверху. Для подключения усилителя используются две пары клемм WBT 0730.12, что характерно — с платиновым покрытием. Нельзя не отметить и оригинальные перемычки.

Помимо тестируемых АС, в линейке имеются еще одни напольные колонки, два центральных канала, полочная модель, сабвуфер и встраиваемые АС.

Прослушивание
Разные производители при разработке акустических систем используют два диаметрально противоположных подхода. Одни выкладываются, создавая самую лучшую и потому единственную акустическую систему, в то время, как их оппоненты идут другим путем, выстраивая сообразно только им одним известной логике многочисленные серии и ряды акустических систем, призванные охватить всех и вся с учетом цветовых, ростовых и жанровых предпочтений. Кто из них более прав? По всей видимости, никто. Подход №1 видится несколько надуманным и лукавым, вдобавок зачастую он близок к откровенной вкусовщине. Подход №2 отдает маркетинговыми измышлениями крупной корпорации, в которых не всегда удается сохранить «божью искру» на протяжении всего процесса — от этапа разработки до воплощения в серийный образец. Среди буддийских учений существует понятие срединного пути, которое можно иначе назвать принципом золотой середины. Впрочем, зародись буддизм на другой стороне земного шара — возможно, мудрецы выбирали бы платиновую середину. Однако, памятуя, сколько в эти акустические системы втиснуто инноваций и инженерных ухищрений, руки сами тянутся к тумблерам и заготовленным компакт-дискам. Что нам преподнесет флагманская модель?

Танцуем от печки. «Love song» от пионеров новой волны The Cure, более известная в исполнении певицы Adele, демонстрирует хорошее разрешение во всем звуковом диапазоне и изрядную выразительность. Построенная на личных переживаниях, песня достигла второй позиции в Billboard Hot-100 и обзавелась многочисленными каверами, самый удачный из которых, на мой взгляд, принадлежит все той же Адель. Звучание акустической гитары передано с особой точностью, с натуральными тембрами, с призвуками деки и характерным, чуть приглушенным звуком струн. По мере вступления остальных инструментов, каждый из них занимает свое место, сцена достаточно широко очерчена и имеет осязаемую глубину, несколько выдвигая вокал на передний план. Вокал, как правило, остается разборчив вне зависимости от жанра и типа подключаемых усилителей, хотя более мощные аппараты в связке с MonitorAudioPlatinumPL300, безусловно, предпочтительнее, даже на одинаковом уровне громкости с менее мощными усилителями. Бас приобретает основательность, в нем начинает угадываться сила, он действительно становится фундаментом, на котором строится здание музыкального произведения. И в случае с «трехсотыми» правило «первый ватт — самый важный» применимо с некоторыми оговорками. Они все важны для того, чтобы «мониторы» показали всё, на что они способны.

Еще одно наблюдение, касающееся общего характера звучания. MA имеет большую армию поклонников, которые по достоинству оценили звучание акустических систем различных серий. И если говорить о некой звуковой парадигме, видении и конструировании звука, то она не только существует, но и присуща всем моделям данного производителя. Иными словами, в звучании флагманских АС я без труда узнаю отголоски младших серий, но отдельные штрихи, которые в сериях Bronze или Silver были словно обозначены пунктиром, в серии Platinum нанесены уверенным и отточенным мазком. Они — вершина заложенной в конструкцию всех акустических систем Monitor Audio идеи. И это не может не радовать. Ничто так не подкрепляет веру в hi-fi, как осознание явственной корреляции между стоимостью и тем, что за эту стоимость предлагается.

Что еще выделяет PL300 среди многочисленных конкурентов — так это необычные и, можно даже сказать, эксклюзивные перемычки между клеммами. Они так затейливо задуманы и исполнены, что поневоле задаешься мыслью, а надо ли? Все равно ведь снимать? А вот и нет. Не все равно. И не факт, что снимать. Используя однотипные провода, мы пришли к странному на первый взгляд выводу: подключение по bi-wire не давало явного преимущества. Ну а если пытаться построить пропорцию, где в числителе — качество звучания в каких-нибудь условных единицах (собственно, не важно каких, числители-то равны), а в знаменателе — стоимость используемых проводов, то вариант с bi-wire сдуется, как воздушный шарик. И если подумать, то чудес здесь нет. Сверхлегкий диффузор басовика, обладающий малой инертностью, практически не наводит помех, вызванных появлением ЭДС от затухающих колебаний.

Что касается чувствительности данных АС к расстановке в комнате, то она, если позволено будет так выразиться, средне-стандартная. Они хорошо передают расположение инструментов практически независимо от расстояния до боковых и задних стен, но в случае расстановки в правильный равнобедренный треугольник с острой вершиной отзовутся практически голографической сценой.

Вывод
Monitor Audio PL300 по праву несут венец флагманской модели. Являясь в высшей степени универсальными системами, они доставят многие часы наслаждения любимой музыкой. Для воплощения этого рецепта достаточно лишь избегать маломощных усилителей и ярких межблочных и «акустических» проводов.