Дистрибуция Hi-Fi и
AV-техники в Беларуси

Акустические системы System Audio Explorer Master ("Pro High End" №04 2013)

26 июля 2013, 09:53

Подготовлено по материалам журнала "Pro High End", апрель 2013, www.prohighend.ru

Акустические системы System Audio Explorer Master

"В начале XIX века датчанин Ганс Христиан Эрстед открыл электромагнетизм, а примерно 100 лет спустя его земляк Питер Йенсен изобрел динамик с подвижной катушкой. Неудивительно, что в Дании же расположены крупнейшие производители динамиков, такие как Scan-Speak, Vifa и Peerless. Кроме того, если мы вспоминаем о контрольно-измерительном или студийном аудиооборудовании, то на ум сразу приходят Bruel & Kjaerи tcelectronic. Не будем забывать и про перманентно остромодный Bang & Olufsen. Счет же производителей домашних акустических систем и вовсе идет на десятки, однако System Audio под бессменным руководством Оле Виттхофта явно стоит среди них особняком. Почему? Попробую объяснить на примере нынешнего флагмана компании — напольных АС explorer master."

Акустические системы System Audio Explorer Master (

Через год System Audio исполнится уже 30 лет, а начиналось всё достаточно традиционно для этой отрасли. Оле, будучи барабанщиком, выступал и записывался вместе с группой молодых музыкантов, буквально помешанных на качестве звучания. Стремясь к наивысшей выразительности, ребята для каждой композиции специально подбирали инструменты и микрофоны. Однако столь трепетно выстраданные в студии нюансы при воспроизведении готовой записи на домашней аудиосистеме куда-то бесследно исчезали. Решив, что все дело — в конечном звене тракта, то бишь акустических системах, господин Виттхофт засучил рукава.

Синонимом качества для него стала скорость, ведь очевидно, что электроны в тракте движутся гораздо быстрее, чем динамики в колонках: следовательно, АС являются самым узким местом системы. А изменению скорости препятствует, прежде всего, масса, так что отличительной чертой продукции под маркой System Audio стали небольшие динамики с легкими диффузорами и увеличенным ходом.

Скромный «калибр» НЧ-динамиков определяет и небольшую ширину корпуса. Это тоже достижение, причем отнюдь не дизайнерского характера: чем уже колонка, тем меньше искажения АЧХ и ФЧХ.

Дебютной у этого производителя стала серия АС Match. Уже в 1987 году в ассортименте продукции появился первый сабвуфер модели Taurus, предназначенный для совместной работы с напольными колонками Caxixi. А вот выпуск первого центрального канала (1000AV) совпал по времени с появлением DVD. На рубеже тысячелетий линейка расширилась за счет стоек и крепежа для АС. В 2002 году появился флагман компании — напольные АС SA7K с запоминающимся криволинейным корпусом, изготовленным по технологии Hornflex.

Через год была выпущена их master-версия, отличающаяся от оригинала, в числе прочего, использованием для внутренней разводки кабеля Nordost. В 2005 году увидели свет АС explorer — более традиционного облика, но с не менее выдающимся качеством звучания.

Наконец, в 2009 году, одновременно с окончанием производства SA7K, были выпущены explorer master, которые мы сегодня и протестируем. Любопытно, что примерно в это же время компания создала CD-ресивер geyser, однако производился он совсем недолго, что, на мой взгляд, наглядно демонстрирует преимущество узкопрофильных компаний в аудиоиндустрии.

Конструкция
Корпус АС изготовлен из листов MDF с толщиной от 18 до 58 мм. Внутри установлены дополнительные ребра жесткости, а под заглушкой в нижней части передней панели скрывается 5-литровая камера для засыпки дробью или песком.

В каждой колонке установлено в общей сложности по 4 динамика W1404XL. Бумажные диффузоры диаметром 100 мм весят вчетверо меньше листа бумаги формата А4, а их рабочий ход составляет 12 мм. Корзины отлиты из алюминия, магнитные системы экранированы. Пара нижних динамиков отвечает за НЧ-диапазон и работает до 600 Гц, при этом каждый из них нагружен на свой фазоинвертор с портами на задней панели. Верхняя пара в едином закрытом акустическом оформлении работает до 2,5 кГц, а дальше в дело вступает твитер T2506XS с дюймовым шелковым куполом массой всего 80 мг, нагруженным на алюминиевый волновод толщиной 12 мм. С учетом крутизны фильтра (18 дБ/окт) можно смело считать данную конфигурацию полноценной д’Апполито. Внутренняя разводка выполнена кабелем Nordost: микромонофиламентным для твитера и wyrewizard — для вуферов, а для подключения усилителя используются две пары клемм WBT 0780. Варианты отделки корпуса: матовый белый, черный лак, вишня, клен, черный ясень и эбеновое дерево (в нашем случае).

Прослушивание
Подготовка к прослушиванию explorer master предсказуемо наткнулась на скепсис коллег: «Да что тут слушать? Ни динамиков, ни объема!» И тем не менее, вместе с первыми ударами барабанов Taiko, доброхоты поделились на два лагеря: «не может быть» — и просто изумленно молчащих. Флагман SA, продолжая отливать половинные ноты, раскачивал атмосферу зала, выплескивая волнами чистого адреналина сейсмограмму выступления тайкодзинов из Страны восходящего солнца.

Будучи продуктом творчества бывшего барабанщика, SA explorer master, тем не менее, крайне бережно воспроизводит не только барабаны и звучание гитарных партий, но и все остальные инструменты. Ощущение пространства воссоздается благодаря обилию переотражений и послезвучий, особенно в тихих моментах записи. Не менее эффектно звучит «Requiem Aeternam» Джона Раттера в исполнении Turtle Creek Chorale и женского хора Далласа. Это похоже на мистику, но голоса солистов льются легко и свободно, без каких-либо слышимых искажений, каких невольно ожидаешь, глядя на полдесятка динамиков, украшающих каждую из акустических систем.

Поразительно, что три динамика обычно таких мыслей не вызывают, пара считается лучшим компромиссом идеального с реальным, а один — так и вовсе идеальным решением. Но идеал этот, как правило, рождает больше вопросов, чем ответов, а вот explorer master в этом отношении не оставляют места для недосказанности. Чем более разнообразную музыку я предлагал системе, которую «венчали» explorer master, тем большим уважением проникался к людям, их создавшим.

Вот звучит великолепная в своем изяществе (так и хочется написать «совершенстве») «Radio Silence» от трио Нила Коули. Не могу не припомнить первый сольник БГ, выпущенный на западе в конце 80-х. Но если Гребенщиков, по собственному признанию, экспериментировал в поисках нового звучания, то Коули явно понимает, что и как играть. Фортепиано звучит выверенно и в то же время раскованно, являя высшую степень мастерства. Когда играет такая музыка, поневоле вслушиваешься в каждую ноту — и, кажется, слух многократно обостряется, подмечая малейшие нюансы. И ты обращаешь пристальное внимание на способность акустических систем эти нюансы воспроизводить. Здесь System Audio оказались на высоте.

Детальность и разборчивость явно соответствуют уровню флагманской модели. Свободное, раскованное звучание делает прослушивание комфортным и не утомительным. Отдельного внимания заслуживает способность explorer master воспроизводить пространство помещения записи. Образы инструментов правильно распределены, и их размер соответствует физическому размеру реальных (воспроизводимых) инструментов. Похвально, что это касается распределения не только по горизонтали, но и по вертикали. Контрабасист твердо стоит ногами на земле, и звук контрабаса слышится именно оттуда, откуда и должно. Он не привязан к полу — и в то же время никакого «окружающего звука». SA можно использовать для отработки навыков правильной двухмикрофонной записи. Пользуясь представившимся случаем, ставлю отрывки произведений, которые сопровождаются схемами расположения инструментов при записи. Удивительно, с какой поистине аптечной точностью слышимая «картинка» накладывается на нарисованную.

Прослушивание блюзовых композиций вызвало двойственное чувство. В большинстве своем они воспроизводятся аутентично. Выпукло. Местами «жирно». Очень натурально. Но блюз — это больше, чем музыка. Это стиль жизни. Образ мысли. Когда образ начинает превалировать над техникой, все шероховатости безжалостно извлекаются SA на поверхность. Безусловно, это не проблема жанра. Но если в роке это воспринимается как «лажа», то в блюзе это может подаваться как «стиль». И оттого стоит задуматься: а стоит ли оно того? Если вся фонотека пестрит «самобытными» записями? SA такой «самобытности» не прощают.

Роковые композиции воспроизводятся SA explorer master мастерски. Буквально «на одном дыхании». Учитывая, что Виттхофт начинал именно с рока, удивляться этому не приходится. А вот насладиться ярким, выразительным, тембрально богатым звуком очень даже стоит. Акустические системы обладают, на мой взгляд, одним из главных критериев успеха. Они интересны. Они провоцируют на то, чтобы слушать и переслушивать знакомые композиции, подмечая, как те меняют свой характер звучания, — и в подавляющем большинстве случаев эти изменения несомненно в плюс. Чище, яснее, острее, эмоциональнее. «Программные» произведения от AC/DC, Dire Straits и Pink Floyd — в общем, весь «классический набор записного аудиофила» — были отслушаны и осмыслены. С моей точки зрения, у SA и рока, во всех его проявлениях, наблюдается абсолютная синергия.

Классические произведения воспроизводятся тоже очень достойно. Все присущие «эксплорерам» качества здесь как нельзя более уместны. Тут и приличная перегрузочная способность (хотя если задаться целью, то перегрузить их вполне можно), и сохранение разрешения на высоких уровнях громкости. Иными словами, для прослушивания симфонической музыки они подойдут ничуть не хуже, чем для рок-композиций. А, возможно, и лучше. И сам жанр, не будем кривить душой, несколько глубже, и возможностей проявить все свои грани в выигрышном свете у SA побольше.

Вывод
SA explorer master удивили многим, совершенно не удивив конечным результатом. Они очень хороши, сочетая в себе лучшие качества мониторных и домашних акустических систем. Что касается жанровых предпочтений, то здесь следует говорить, скорее, об общем уровне, поднимающем флагман выше этих самых предпочтений. Ну а совокупность их внешнего вида и качества сборки явно выдвигает их в первые ряды фаворитов выбора, даже если вы никогда их до этого и не слышали. Послушайте. Они того стоят. А вы достойны того, чтобы окружать себя вещами, ценность которых понятна с первого взгляда, с первой ноты.