27 января 2014, 09:25
Подготовлено по материалам журнала “Салон AV", ноябрь 2013, www.salonav.com
Акустические системы System Audio Mantra 70
«Акустику, которую производит датская System Audio, не спутаешь ни с какой другой. В компании отдают предпочтение «башенной» концепции АС и драйверам с максимально лёгкими диффузорами и быстрым откликом. И в таком подходе есть масса достоинств. Оценим их на примере новой напольной модели 70, которая возглавила популярную линейку Mantra»
В System Audio корпуса напольных моделей всегда проектируются так, чтобы площадь лицевой панели была минимальной. Это уменьшает вредное взаимодействие прямого излучения и волн, отражённых от передней плоскости. Особое внимание уделяется и виброзащите. В производстве используются толстые основательно задемпфированные панели из MDF, а стенки усиливаются изнутри распорками и отделываются снаружи лаком или шпоном натурального дерева.
Однако такая конструкция имеет ряд чисто физических ограничений В компактной и узкой колонне невозможно разместить крупнокалиберные драйверы, поэтому вместо одного большого низкочастотника приходится ставить несколько маленьких. У System Audio они отличаются длинным ходом диффузора и тщательно согласованными электромеханическими характеристиками Большой внутренний объём, необходимый для нормальной работы басов и ков, также получить проблематично — пропорции таковы, что остается «играть» лишь глубиной и высотой корпуса. Но, несмотря на все эти сложности, компания остаётся верной своему подходу и старается не идти на компромиссы.
Главное отличие Mantra 70 от предшествующей 60-й модели — увеличенный в высоту корпус большего литража с дополнительным 4,5-дюймовым среднечастотником в верхней части. Вместе с идентичной головкой, помещённой под мягко купольной пищалкой, он образует схему Д'Апполито — акустический фокус излучения на средних частотах от двух разнесённых динамиков совпадает с осью пищалки. В технических спецификациях на новую модель нет данных о количестве полос и частот их раздела, но, скорее всего, они примерно те же, что у Mantra 60: фильтры с крутизной в 18 дБ/окт. делят диапазон на три полосы— до 600 Гц для четырёх мидбасов в низкочастотном звене, 600 — 2500 Гц для средней полосы и, соответственно, всё, что выше, для пищалки. Обратите внимание: это твитер собственной разработки T2504XS с расширенным до 35 кГц воспроизводимым диапазоном, а в НЧ и СЧ-звене используются одинаковые мидбасы W1108XL с увеличенным ходом диффузора. По идее, это должно обеспечить наилучшую синхронность работы, «бесшовное» согласование полос, а главное — максимально чёткий и быстрый отклик во всём диапазоне. Как видите, всё выполнено по принятым в System Audio канонам.
Начиная слушать аудиосистему с Mantra 70, невольно концентрируешь внимание именно на характере нижнесреднего регистра. Он передаётся и в самом деле очень внятно и разборчиво — не хуже, чем у самых дорогих и первоклассных студийных мониторов. Ни одна ритмическая линия, ни она компонента какого-либо сложного тембра не выпадает из звуковой палитры. Бас и голос воспроизводятся во всём богатстве гармоник, колоритно и информативно. На то, что между НЧ и СЧ в действительности есть разделение, не указывает ничего — «прорисовка» в переходной области удивительно цельная, эффектная и сильная атака всех ударных сменяется приятными, сложными, а главное — правильными послезвучиями. Более всего выигрывают вживую исполненные произведения с обилием духовых, струнных и смычковых инструментов. Скрипки, альты и виолончели кажутся натуральными, с тёплыми и бесконечно подробными «деревянными» оттенками. Кларнеты, фаготы и прочие духовые подкупают благозвучием и тембральной полнотой. Акустическая гитара так вообще как настоящая — её начинаешь искать глазами в комнате прослушивания. Без сомнения, по гармоническому разрешению Mantra 70 на сегодня — это одна из наиболее совершенных систем в своей ценовой нише.
Трудно предъявить хотя бы какие-либо претензии и к сцене. Пространство хорошо развёрнуто, не зажато в стереобазе и обладает выразительной глубиной. Мнимые источники в центре локализуются несколько точнее и кажутся телеснее, чем на краях сцены, но объёмность на флангах от этого почти не страдает. Образы стабильны, не размазываются, не «примагничиваются» к излучателям. Единственное, что меня немного насторожило — относительно узкая зона достоверного стереоэффекта. Стоит сместиться из оптимальной точки прослушивания на пару сантиметров, и пространственная звуковая картина чуть смазывается.
В основной голосовой и примыкающих областях тональный баланс ровен. Систему можно признать вполне линейной и в том случае, если оценивать её широко, по всему слышимому диапазону. Она достаточно хорошо заходит вниз и для своих субтильных форм выдает весьма энергичный бас. Улавливаются тональные отклонения, скорее, в верхней области: чуть акцентирована медь, подчёркнуты шумовые компоненты. Дисканты в целом красивы, чисты и подробны, но в воздухе чувствуется аппаратная подкраска.
При подборе усилителя к Mantra 70 стоит ориентироваться на модели средней мощности, которые дают «быстрый» звук с прозрачным и микродинамически богатым рисунком. Они полнее раскроют музыкальный потенциал акустики, чем какие-нибудь супермощные усилители с нарочито строгим контролем нагрузки. Нет необходимости гнаться за динамикой — у самих колонок она довольно боевая. Но интегральники с тяжёлым «замедленным» басом либо с фазово-частотными отклонениями (то есть с размытыми и бестелесными образами в звуковой сцене) Mantra 70 точно противопоказаны. Это тот случай, когда вам даётся шанс получить свободное раскрепощённое воспроизведение во всех пространственных нюансах и гармонических тонкостях. Именно его и надо использовать.