28 мая 2011, 20:51
Подготовлено по материалам сайта www.hi-fi.ru
Стереоусилитель Arcam FMJ A38
«Аббревиатура FMJ расшифровывается как Faithful Musical Joy, и интегральник А38 действительно может дать повод для радости — благодаря обновленной конструкции малошумящего предусилителя, схеме с кратчайшим путем сигнала, наличию аудиофильских комплектующих и коммутационному богатству»
Техника Arcam, проектируемая и собираемая в английском Кембридже, олицетворяет союз продвинутых конструкторских идей и разумной экономной достаточности. Вполне аудиофильская начинка усилителя FMJ A38 — приличных размеров тороидальный силовой трансформатор, конденсаторы Stargate и Rubicon, четырехслойные печатные платы — занимает аккуратный, но скромный по размерам корпус, чей вклад в вес аппарата отнюдь не основной. Верхняя и боковые стенки сделаны из гнутого стального листа толщиной 1 мм. Передняя панель из шероховатого алюминия в тон корпусу окрашена в серо-черный цвет «мокрый асфальт». Шасси усилителя изготовлено по технологии Acousteel, использующей для демпфирования резонансов и вибраций сэндвич из двух стальных листов с полимерным слоем между ними. По коммутационным возможностям и количеству различных доступных опций это наиболее богато оснащенный участник теста (а дополнительно доступен еще и модуль фонокорректора для головок звукоснимателя типа MM). Наличие выхода с предусилителя и отдельного входа «мощника» позволят при желании совершенствовать систему в будущем. На лицевой панели выделяется крупный регулятор громкости и монохромный зеленый экран, отображающий информацию по текущим режимам работы компонента. Фасад густо усеян мелкими управляющими кнопочками одинакового размера, также там есть выход на наушники. Серебристый пластиковый универсальный пульт довольно удобен и способен командовать восемью фирменными устройствами.
Несмотря на некоторые начальные сомнения, наша тестовая акустика не смогла совсем уж огорчить усилитель, так что нижняя граница рекомендованной производителем нагрузки (4—16 Ом) вполне может восприниматься всерьез. Однако ограниченность запаса динамики (из-за низкой чувствительности колонок PMC OB1i) все же ощущалась. На шкале громкости, имеющей 72 единицы, пришлось выставить больше 60, чтобы уровень сигнала стал приемлемым для теста. При этом в большинстве музыкальных фрагментов саунд был весьма достойный, приятный и спокойный, с сильно приглушенными шумовыми призвуками и мягко нивелированными подробностями. В быстрых местах наблюдалось похвально мало сумятицы и сбивок, усилитель отлично держал темп и ритм. Но в целом исполнение классической музыки не является коньком британского аппарата, поскольку тембры оказались чересчур гладкими и формальными, а размеры инструментов и объем звука — существенно уменьшенными.
Не слишком насыщенные и перегруженные металлические композиции, и особенно вокальный джаз, блюз и мягкий рок исполнялись очень приятно, солнечно и с правильным настроением. Именно здесь очень кстати оказалась способность поддерживать ритм, сохраняя четкий музыкальный рисунок. Некоторые претензии можно предъявить к ВЧ, особенно к очень приглушенной перкуссии со средним разрешением. Объема и ощущения помещения тоже иногда не хватало. Однако в голосовом диапазоне проблем не было, а хороший заводной ритм вытягивал довольно много записей и доставил массу положительных эмоций.
Результаты измерений:
Частотные флуктуации в звуковой области у усилителя совсем незначительные. Неравномерность характеристики на этом участке не превышает 0,3 дБ и проявляется лишь в начале НЧ-диапазона (рис. 1). Спад в ВЧ-области на частоте 80 кГц составляет 0,81 дБ. Максимальная выходная мощность при нагрузке 8 Ом равна 140 Вт и остается практически неизменной для любой частоты сигнала, чего нельзя сказать об уровне нелинейных искажений (рис. 2). В области низких частот значение КНИ составляет тысячные доли процента (0,003%, 80 Гц, 0,5 Pmax), а на высоких частотах — уже сотые (0,017%, 10 кГц, 0,5 Pmax). Тем не менее по этому показателю усилитель Arcam лучший в нашей подборке. Взаимопроникновение сигнала между каналами находится ниже порога различимости во всем диапазоне слышимых частот (рис. 3). Из минусов следует отметить сравнительно невысокий коэффициент демпфирования (95).
Паспортные данные:
Название – Arcam FMJ A38 | Входное сопротивление, кОм – 10 | Входная чувствительность, мВ – 250 | Выходная мощность (при нагрузке 8 / 4 Ом, 20—20 000 Гц, КНИ менее 0,5%), Вт – 100 / 140 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (уровень не указан) | Гармонические искажения (1 кГц, 8 Ом), % – 0,005 | Отношение сигнал/шум, дБ – 104 | Разделение каналов, дБ – не указано | Аудиовходы – стереопары RCA (7), Phono, Power in | Аудиовыходы – стереопары RCA (2), Pre-out, на наушники (джек 6,3 мм) | Энергопотребление (standby / maximum), В•A – 2 / 800 | Габариты, см – 11 x 43 x 37 | Масса, кг – 9,3
Оценки:
Дизайн - 85%
Качество изготовления - 80%
Звучание - 85%
Эргономика - 85%
Итоговая оценка - 85%
Плюсы: отличный темп и ритм, ровная середина, приличный неакадемический вокал
Минусы: слишком гладкие тембры, малый запас динамики
Вывод: Усилитель с ровным, спокойным и ритмичным звучанием, хотя и не отличающийся тембральными красотами или сверхразрешением. Крупная оркестровая форма или нагруженный современный экстрим — совсем не его тема. Зато ему хорошо удаются спокойные камерные жанры