03 сентября 2024, 09:17
Введение
Тип устройств, о которых пойдёт речь в этом обзоре, появился на рынке сравнительно недавно. Его становление во многом связано с развитием высококачественных стриминговых сервисов, таких как Tidal и Qobuz. И хоть кажется, что они с нами давольно давно, но их бурному росту нет и десяти лет. Роберт Харли (Robert Harley), автор настольной книги многих аудиофилов, известной в рускоязычном сегменте как “Энциклопедия High-End Audio” (оригинальное название “The Complete Guide to High-End Audio”) посвятил стримингу соответствующую главу лишь в шестом издании своего бестселлера, вышедшему в 2021-ом году. Наверное поэтому, до сих пор нет и чётко устоявшегося, общепринятого классификатора подобных аппаратов. Один производитель, считает, что это Сетевой Мост (Network Bridge), другой – Музыкальный Транспорт (Music Player Transport), третий – Музыкальный Стример (Music Streamer). Та же история и у пишущей братии: два из трёх рассматриваемых устройств завоевали в разные годы номинацию EISA, при этом в одном году она именовалась “Streamer” (“Стример”), в другом – “Цифровой Плеер” (“Digital Player”).
Отличие не только в размерах и конструкции упаковки, но и в названиях типа продукта, который указывают производители.
По-моему же скромному мнению, название, наиболее точно характеризующее аппараты, – это Сетевой Транспорт (Network Transport) или, набирающее всё большую популярность в западной прессе, – Мост (Bridge).
Участники обзора (сверху – вниз): Pro-Ject Stream Box S2 Ultra, Volumio Rivo и Matrix Audio Element S
Назначение Сетевых Транспортов.
Функционал наших подопечных, на первый взгляд, достаточно прост: принять цифровой аудиопоток по проводной, либо беспроводной сети, определённым образом его обработать и передать на вход цифро-аналогового преобразователя. Поскольку аналоговый сигнал внутри аппаратов отсутствует, данный тип устройств легко распознать по наличию исключительно цифровых интерфейсов.
Схема подключения сетевого транспорта в Hi-Fi–систему на примере Pro-Ject Stream Box S2 Ultra
Долгое время для воспроизведения цифровых аудиофайлов и стриминговых сервисов я использовал связку “ноутбук – ЦАП” и особо не задумывался о необходимости её замены. Но в какой-то момент пришлось поменять место дислокации компьютера, а максимально-допустимой длины USB-кабеля в 3 метра не хватило. Стал искать другое решение. В качестве относительно недорогой альтернативы выбрал Pro-Ject Stream Box S2 Ultra имевший, к тому же, сертификат Roon Ready. Слышал про Roon много лестного и захотел его “поюзать”, благо компания предоставляла двухнедельный бесплатный период. И надо признать, что эта программно-аппаратная связка смогла меня удивить.
Одна из страниц WEB-интерфейса Roon
Прежде всего, Roon предлагает множество дополнительных возможностей и огромное количество полезной информации. Теперь буквально в два клика осуществляется переключение между стримингами Tidal или Qobuz, заметно упростился поиск и воспроизведение Hi-Res – файлов, расположенных как на компьютере, так и на USB- накопителях, стали доступны интернет-радио и воспроизведение музыки через Bluetooth и AirPlay (хотя я ими практически не пользуюсь, ввиду недостаточно высокого качества). Добавьте к этому мгновенное получение дополнительных материалов: биографии исполнителей, рецензии, фотографии, тексты песен, перекрестные ссылки на других артистов, авторов, продюсеров, звукорежиссеров и композиторов. По сути, Вы получаете в своё распоряжение настоящую музыкальную Википедию. А как здорово Roon умеет “подсовывать” новых, интересных для меня исполнителей! При этом управлять всем этим богатством можно не только с помощью компьютера, но и планшета или смартфона.
Но самое важное изменение – в качестве звучания. Оно прилично выросло, что заставило задуматься о причинах такого улучшения. И как мне кажется, я нашёл этому довольно простое объяснение. Если проводить грубую аналогию, то вряд ли, кто-то из людей, занимающихся аудиозаписью, станет делает это с помощью микрофонного входа своего ноутбука, но использует для этих целей специализированное устройства – аудиоинтерфейсы. Похожая история и здесь. Любой компьютер оснащён Ethernet и USB–интерфейсами, но осуществлять необходимые преобразования на том же уровне, что специализированное устройство, он не способен.
Много раз авторитетные обозреватели высказывали мнение, с которым согласен и я, что звуковые способности ЦАПа зависят не столько от применённого в нём чипа, сколько от качества “обвязки”, блока питания и усилительного аналогового тракта. Стоимости именно этих составляющих и вносят бóльший вклад в формирование окончательной цены устройства. А вот насколько сильно зависит от цены звучание полностью цифрового устройства, такого как сетевой транспорт, есть ли смысл переплачивать за более дорогую модель? Попробую разобраться, взяв для сравнения с Pro-Ject Stream Box S2 Ultra пару других аппаратов – Volumio Rivo и Matrix Audio Element S. Их стоимости в Европе, на которые буду ориентироваться, поскольку на них не влияют надбавки за “параллельный импорт” и другие “прелести” существующих реалий, составляют € 989 и € 1.679 соответственно, а рекомендованная розничная цена Stream Box S2 Ultra – € 699.
Распаковка.
Pro-Ject Stream Box S2 Ultra
Упаковка Pro-Ject Stream Box S2 Ultra довольно заморочена. Сетевой транспорт помещён в свою коробочку, а импульсный блок питания с тремя насадками под различный тип розеток – в свою. Обе они уложены в общую коробку на которую надевается ещё и внешний “нарядный” чехол. В общем, пока всё достанешь и откроешь, пройдёт немало времени. К тому же уложены коробки довольно плотно. А ведь потом надо складывать это “богатство” в обратном порядке…
Комплект поставки Pro-Ject Stream Box S2 Ultra
Для транспортировки Volumio Rivo разработчики слегка модернизировали… обувную коробку, добавив в неё картонные вставки. Вышло оригинально, с отсылом на страну происхождения – Италию, знаменитую своими обувными традициями.
Комплект поставки Volumio Rivo
Самая презентабельная упаковка у Matrix Audio Element S. Вернее не так. Есть её непритязательная транспортировочная часть из толстого, прочного картона (на фото не показана) в которую отдельно вложены коробка с аппаратом и питающий кабель. Зачем их разделили стало загадкой и, как по мне, представляется крайне неудобным. В остальном же всё выполнено на высоком уровне: строгий, спокойный дизайн принта, приятный на ощупь картон и “пена”, гарантирующая, что устройство, уложенное в чёрный тканный мешок, доберётся до потребителя в целости и сохранности.
Комплект поставки Matrix Audio Element S
Как известно, встречают по одёжке, поэтому начнём сравнение с внешнего вида. По габаритам все три аппарата значительно меньше стандартных Hi-Fi–компонент, но малютка от Pro-Ject выделяется, или, правильнее сказать, теряется на фоне двух других моделей. Его размеры по ширине и глубине лишь немного превышают 100 мм. Поэтому разместить Ultra в стойке или даже спрятать где-то за ней не составит никакого труда. Внешний вид оставляет очень приятное впечатление. К слову, это единственная модель из тройки, предлагающая на выбор два цвета – серебристый или чёрный. Устройство качественно изготовлено, как и положено европейцу, и выглядит весьма строго, даже несмотря на круглую перфорацию практически по всей площади верхней и боковых сторон алюминиевого корпуса.
Строгий и выверенный дизайн Pro-Ject Stream Box S2 Ultra
Передняя панель лаконична: две кнопки, три светодиода и один USB-разъём – для подключения внешнего накопителя. А вот задняя, ввиду её малых размеров, немного перегружена: micro USB с маркировкой Bypass позволяет подключить компьютер и выполнять фильтрацию аудиосигнала перед его подачей на USB DAC-выход, расположенный на противоположной стороне (за включение этой функции отвечает кнопка USB/PC на передней панели, расположенная правее кнопки питания). Разъём HDMI предназначен для телевизора или монитора, в том числе сенсорного, которые могут использоваться как управляющие. Ethernet – порт предпочтительен для воспроизведения сетевой музыкальной библиотеке или стриминговых сервисов, а вот WiFi и Bluetooth – подключения я практически не использую. Разъём, помеченный как USB, предназначен для второго внешнего накопителя. Кнопка Boot переводит устройство в режим загрузки операционной системы, позволяя перепрошить программное обеспечение устройства.
Задняя панель Pro-Ject Stream Box S2 Ultra
На фоне строго внешнего вида Pro-Ject, Volumio Rivo обладает экстраординарным дизайном. Необычен как форм-фактор корпуса из экструдированного алюминия, так и решение, применённое для изготовления передней панели – голубой пластик с большой оранжевой кнопкой в которую встроен диод, сообщающий, в зависимости от цвета свечения, в каком режиме находится аппарат. Если рассматривать Rivo в качестве необычного предмета интерьера, такой подход итальянцев удачен. Но я не уверен, что столь яркий дизайн понравится большинству аудиофилов и будет гармонично смотреться в их системах. Возможно поэтому, Volumio недавно представила версию Black Edition – с чёрной, стилизованной под кожу передней панелью и серой, в цвет корпуса, кнопкой. Мне такое цветовое сочетание нравится больше.
Необычный Volumio Rivo
В плане коммутации Rivo значительно богаче Stream Box S2 Ultra и обладает всем набором разъёмов, который ожидаешь увидеть на современном устройстве. К портам, имеющимся в распоряжении Pro-Ject, инженеры добавили слот для MicroSD-карты, цифровые выходы XLR – AES/EBU и коаксиальный RCA. Один из двух USB – портов, предназначенных для подключения внешних накопителей, имеет скоростную спецификацию 3.0 вместо стандартной 2.0.
Широкие коммутационные возможности от Volumio Rivo
Самым симпатичным и наиболее продвинутым является Matrix Audio Element S. Что вполне ожидаемо, учитывая его цену. Серебристый алюминиевый П-образный профиль образует абсолютно гладкие верхнюю, переднюю и нижнюю поверхности. В противовес им контрастируют чёрные боковые ребристые панели с практически незаметными вентиляционными отверстиями, спрятанными между рёбрами. Использование рёбер не только обеспечивает отвод тепла, но и значительно оживляет дизайн устройства, одновременно делая его весьма похожим на модели от Aurender. На усиление “вау”– эффекта работает и небольшой сенсорный экран размером 3,5” с сенсорной же кнопкой включения слева от него и четырьмя управляющими – справа. Всё изготовлено чрезвычайно качественно и собрано безупречно. Похоже наступило время, когда европейцам есть чему поучиться и у китайцев. Была бы ещё возможность выбора полностью чёрного варианта отделки, как у того же Aurender, но производитель, к сожалению, её не предлагает.
Даже в выключенном состоянии Matrix Audio Element S очень красив
Коммутационные способности Matrix Audio Element S так же впечатляют: оптический, коаксиальный, AES/EBU цифровые выходы, USB А – для подключения ЦАПа, USB В – для подключения компьютера, USB С – для подключения внешнего накопителя или привода компакт-дисков, гигабитный Ethernet -порт. Но звездой здесь, безусловно, является выход I2S, выполненный в HDMI-формфакторе и набирающий всё большую популярность. При этом элегантно решена главная проблема потключения. Поскольку I2S изначально разрабатывался и использовался лишь для внутренней коммутации, существует несколько вариантов его распайки и клиент должен учитывать этот нюанс при сопряжении устройств. В Matrix же предусмотрели возможность выбора одного из четырёх вариантов распиновки через соответствующий пункт меню, сняв лишнюю “головную боль”. Вообще, из всего, что предлагают устройства подобного типа, в Element S отсутствует лишь вход “Master Clock”, но это уже другая лига.
Задняя панель Matrix Audio Element S с разъёмами для коммутации практически с любым ЦАП-ом
Кратко об интерфейсе I2S
Стандарт Inter-Integrated Circuit Sound (I²S, произносится как "eye-squared-ess" или "ай-сквэ́ард-эс") был представлен в 1986 году компанией Philips Semiconductor (ныне NXP Semiconductors). I²S —протокол последовательного интерфейса передачи двухканального цифрового звука в виде импульсно-кодовой модуляции. Изначально он использовался только внутри устройств для связи интегральных схем, но в последние годы стал активно применяться в качестве внешней коммутации.
В I²S сигналы синхронизации и сигналы данных разделены, что позволяет использовать более простые приёмники и передатчики, чем те, что применяются в шине USB, в которой тактовая составляющая сначала интегрируется в поток данных на стороне передатчика, а затем восстанавливается на стороне приёмника. Электрически шина I²S представляет собой три проводника, которые идут от активного устройства к пассивному, с четырьмя сигналами:
Поскольку сигналы синхронизации и сигналы данных передаются по разным линиям, снижается фазовое дрожание, типичное для связей, восстанавливающих сигналы синхронизации из цельного потока данных.
С другой стороны, поскольку интерфейс I²S изначально не предназначался для передачи сигнала между отдельными устройствами с использованием кабеля, при определённых условиях, в особенности на высоких частотах дискретизации и битрейтах, могут возникать ошибки вызванные задержкой распространения сигналов между линиями синхронизаций и линией данных. При этом, шина I²S не имеет механизма обнаружения таких ошибок, что может привести к серьёзным проблемам при декодировании.
Для протокола I²S не существует и стандарта соединительного кабеля. Некоторые производители используют три провода с разъемами BNC, другие – один с гнёздами 8P8C («RJ45») или DE-9. Но наибольшей популярностью, особенно у китайских брендов, пользуется формфактор HDMI (совместимости со стандартом HDMI нет, но данный тип кабеля применяется ввиду его хорошей помехозащищённости), который несколько лет назад начала активно продвигать компания PS Audio.
Интерфейс I²S не следует рассматривать в качестве замены USB. По своей природе он, скорее, является альтернативой AES/EBU, Toslink или S/PDIF. Поэтому, при наличии в соединяемых аппаратах нескольких интерфейсов, выбирайте тот, который лучше реализован в данных, конкретных моделях.
Снимаем крышки
По сути, каждое из рассматриваемых устройств является специализированным микрокомпьютерами с полагающимся ему процессором, памятью, интерфейсными разъёмами, программным обеспечением и другими атрибутами.
Pro-Ject Stream Box S2 Ultra создан на базе центрального процессора, используемого в популярном одноплатном микрокомпьютере Raspberry Pi. Разрабатывал Ultra известный английский специалист по цифровым технологиям Джон Уэстлейк (John A. Westlake), посвятившей этому направлению более 30 лет жизни. До Pro-Ject он сотрудничал с рядом Hi-Fi–-брендов, в том числе Cambridge Audio, QUAD Electroacoustics, Audiolab, Creek Audio, создав для них множество продуктов, снискавших заслуженную популярность. В качестве примера его работ можно привести легендарные ЦАПы Cambridge Audio DACMagic и Audiolab M-DAC, или CD-плеер Audiolab 8200.
Создатель Pro-Ject Stream Box S2 Ultra – John A. Westlake
Открыв крышку Stream Box S2 Ultra, понимаешь, что Джон проделал огромную работу, а не просто взял универсальную платформу Raspberry Pi, упаковал ее в симпатичный корпус, загрузил программный код от Volumio и выставил транспорт на продажу. По сути, он использовал лишь вычислительный модуль 4-ядерного ARM-процессора Broadcom, установив его на “материнскую” плату собственной разработки.
Разница в габаритах между Pro-Ject Stream Box S2 Ultra и Volumio Rivo становятся ещё более очевидной после снятия крышек
Сеть Ethernet подключатся через разъем с интегрированным трансформатором с гальванической развязкой, а чип от SMSC обеспечивает базовую скорость 100 Мбит/с. Чуть выше расположен полностью экранированный модуль Bluetooth и Wi-Fi. Независимое питание аппарата разделено на три цепи и стабилизировано.
Несмотря на малые габариты Pro-Ject Stream Box S2 Ultra, John A. Westlake умудрился “впихнуть” в аппарат всё, что требуется для получения качественного звучания
Отдельный USB-канал для ЦАП использует контроллер USB2412, синхронизированный с Clock – кристаллом опорной частотой 24 кГц. Эти и множество других решений отличают специализированный Hi-Fi-транспорт от не самых продуманных и изготовленных зачастую по остаточному принципу, модулей, установленных в тот, либо другой Hi-Fi-компонент.
Особое внимание в Pro-Ject Stream Box S2 Ultra уделено питанию и USB DAC–выходу
Имя автора Volumio Rivo нам так же известно, – это итальянец Дарио Мурджиа (Dario Murgia), которого компания “вернула” на родину из Нидерландов. Пока он не снискал лавров John A. Westlake, но, судя по амбициям и таланту, вполне на это способен. Как ещё можно объяснить тот факт, что являясь одним из первых hardware-продуктов Volumio, Rivo стал победителем EISA.
Dario Murgia из Volumio
При его разработке Дарио использовал не популярный процессор от Raspberry Pi, как в Pro-Ject, а более совершенный Amlogic S905D3, с 2 ГБ оперативной памяти DDR4 и встроенной памятью объёмом 16 ГБ. Примечательно, что этот вычислительный модуль задействован и в двух других продуктах со стриминговыми возможностями от Volumio– ЦАПе Primo, стоимостью € 799 и интегрированном усилителе Integro за € 1.200. И здесь возникает резонный вопрос: почему стоимость транспорта выше стоимости ЦАПа с “похожим” стриминговым модулем, а целый стриминговый усилитель лишь немного дороже?
При разработке Volumio Rivo использовались несколько иные подходы, чем в Pro-Ject Stream Box S2 Ultra
Ответ становиться очевиден после разборки Rivo. Мощная система питания, содержащая 14 конденсаторов, просто отсутствует в других моделях. Большое внимание уделено обработке сигналов цифровых интерфейсов. За выход AES/EBU отвечает отдельная микросхема и трансформатор, выполняющий роль гальванической развязки не только для него, но и порта Ethernet, поскольку оба имеют похожие значения волнового сопротивления в 110 и 100 Ом соответственно. Выходом USB DAC Class 2 “заведует” чип USB2514Bi, связанный с кварцем. И так далее, по списку. В других же устройствах Volumio используются решения попроще. Rivo, Primo и Integro – наглядный примером того, что вычислительный модуль – не самая главная часть сетевого транспорта. Чрезвычайно важными являются схемы реализации питания, фильтрации, развязка и обработка цифровых интерфейсов, Clock – модуль и многое, многое другое.
В Volumio Rivo, Primo и Integro используются одинаковые вычислительные модули на основе процессора Amlogic S905D3
О создателях Matrix Audio Element S никакой информацию я не нашёл. Не решился и на разборку самого аппарата, поскольку дистрибьютер предупредил, что без определённых навыков, есть большая вероятность повреждения шлейфа дисплея. Так что будем довольствоваться картинками из интернета, да скудным описаниям на сайте производителя.
В вычислительной части используется процессор NXP i.MX 6Quad Cortex-A9, рядом расположен двухдиапазонный Wi-Fi – модуль. В системе питания, если судить по изображению, применены конденсаторы Nichicon серии FW. Ещё одно примечательное решение – пара фемтосекундных кварцевых генераторов со сверхнизким фазовым шумом серии AS318 от известного производителя – Accusilicon. Работая в качестве источников опорного тактового сигнала, они имеют разные частоты – 44,1 и 48 кГц, либо кратные им. С учётом того, что управление кварцами возложено на программируемую ве́нтильную матрицу (по-английски – field-programmable gate array, FPGA), такая конструкция позволяет обеспечить наилучшее подавление джиттера.
Качеству разработки и изготовления Matrix Audio Element S могут позавидовать некоторые именитые бренды
На фоне столь интересных подходов определённое разочарование вызвал блок питания. Здесь он импульсный и установлен прямо на основной плате. Модель от Mean Well MPM-30-12 соответствует жёстким нормам медецинской безопасности. Конечно, разработчики Matrix Audio лучше меня знают, как правильно организовывать питание своих устройств, тем более что Mean Well заслуженно является одним из лидеров рынка. Но почему инженеры не вынесли блок за пределы корпуса (как это сделали другие производители данного обзора), предоставив пользователю возможность провести апгрейт по питанию? В ассортименте Volumio есть линейный блок Lineo5, у Pro-Ject – Accu Box S2, способные, как утверждается, повысить качество звучания. Может и Matrix Audio стоит подумать в этом направлении?
Одна из “фишек” Matrix Audio Element S – два фемтосекундных кварцевых генераторов серии AS318 от Accusilicon
Используемое программное обеспечение
Для всякой компьютерной железки, даже специализированной, необходимо соответствующее программное обеспечение. И у всех трёх производителей оно имеется. Вернее, не совсем так, Volumio и Matrix Audio используют, оригинальное ПО, а вот Pro-Ject кастомизированное, от той же Volumio. Это становиться очевидным сразу после загрузки узнаваемого “плиточного” интерфейса, имеющего одинаковую структуру как в WEB –браузере, так и на смартфоне или планшете. Занимательно и то, что фирменный плеер Volumio, после запуска, например, на смартфоне, “подхватывает” управление Stream Box S2 Ultra.
Софтовый плеер Volumio “подхватил” в моей сети сразу два устройства: Stream Box S2 Ultra и Rivo
Естественно, с MA Player от Matrix таких чудес не происходит. В сети встречались нарекания, что приложение “сырое”, часто “логает” и “отваливается”, но я никаких замечаний при работе не выявил. Кроме одного – нет его WEB –версии или приложение для ПК под Windows. Отсутствие возможности управлять устройством с помощью компьютера является для меня критичным. Благо что все три модели соответствуют Roon Ready, поэтому прослушивание буду проводить с помощью Roon. К тому же, это позволит исключить влияние софтверной составляющей. Ещё одно условие – использование USB-выходов, поскольку это единственный выходной интерфейс, присутствующий во всех аппаратах.
Главный экран WEB –версии плеера Roon
Тестовое окружение
Цифро-аналоговый преобразователь – Musical Fidelity M6x DAC;
Предварительный усилитель – Musical Fidelity M8s PRE;
Усилитель мощности – Musical Fidelity M8s 500S;
Акустические системы – Monitor Audio Platinum 300 3G.
Слушаем
Pro-Ject Stream Box S2 Ultra
Pro-Ject Stream Box S2 Ultra на рынке уже седьмой год и является самым “старым” устройством из рассматриваемой тройки, зато и наиболее обласканным специализированной прессой. Действительно, есть за что. Я сам наслаждаюсь им уже более полутора лет и звучание, которое он обеспечивает за свою стоимость, более чем выдающееся. Подозреваю, что подыму в свой адрес волну критики, но это первый аппарат, продемонстрировавший мне чётко слышимую разницу между высококачественным USB-кабелем и безымянным принтерным. Stream Box S2 Ultra воспроизводит музыку точно и выверенно. Детали, подаются плавно, но легко определяются. Построение музыкальных образов, в широком и достаточно глубоком пространстве, чёткое и позволяет слушателю безошибочно их обнаруживать. В целом тональный баланс системы нейтрален. Определённо, бóльшую лепту в это вносят другие компоненты: ЦАП, усилители и, в особенности, акустические системы. Но, с другой стороны, именно сетевой транспорт является той основой, на которой всё строится и без которого невозможно получить качественный результат.
По своему звуковому почерку Volumio Rivo довольно близок к Pro-Ject. Отличия есть, но кроются они в нюансах. Одну, вторую, пятую композиции Rivo может исполнить чуть чётче, насыщенней, динамичней, а потом Stream Box S2 Ultra возьмёт и переиграет итальянца, построив более широкую и объёмную звуковую сцену, с лучшей прорисовкой образов. Причём я не смог выявить каких-либо жанровых предпочтений ни у одной, ни у второй модели. В целом, если сравнивать устройства “лоб в лоб”, то, с минимальным перевесом, я отдаю победу Volumio. Но если делать между прослушиваниями перерывы в 15...20 минут, то в “слепом” тесте я не смогу отличить аппараты.
Matrix Audio Element S
А вот понимание того, что Matrix Audio Element S – устройство другого уровня, пришло сразу после включения. Значительное улучшение качества воспроизведения заметно с первых нот практически во всех областях. Для этого даже не обязательно запускать Hi-Res – файлы с высоким битрейтом, достаточно просто включить Tidal. Улучшенные звуковые образы не требуют прикладывать усилий для их восприятия; отточенная звуковая сцена обладает удивительной трёхмерностью; глубокий нижнечастотный диапазон прибивает к креслу своей энергетикой; подробная середина полна и насыщена обертонами; верха чисты и легки для восприятия, с отсутствием даже намёка на нивелирование мелких деталей. Фантастическая ясность, плотность, насыщенность, разборчивость, создают множество контрастов и форм, позволяя услышать все музыкальные оттенки. Вы сами можете это проверить, прослушав выложенные семплы.
Заключение
Всё начинается с источника, но иногда аудиофилы недооценивают этот факт, особенно, если речь заходит о цифровых, а не об аналоговых носителях. Возможно, некоторые из них и после обзора будут уверены, что сетевой транспорт не может оказать какого-либо влияния на качество звучания, поскольку это лишь специализированный компьютер, занимающийся исключительно обработкой нолей и единиц. Но это ошибочный подход. Один простой пример. В электронике ноль и единица – это условные понятия. Есть высокий уровень напряжения, который принимают за единицу и низкий, принимаемый за ноль. Изменение напряжения от высокого уровня до низкого занимает определённое время и крайне важно, чтобы переход от ноля к единице, или наоборот, фиксировался точно в нужный момент. Но добиться абсолютной точности непросто, а если, она невысока, то ухудшение качества звучания неизбежно. И это лишь одна из множества существующих проблем, решением которых занимаются разработчики при проектировании сетевых транспортов.
Удивительно, но у данного типа цифрового устройства есть существенная параллель с абсолютно аналоговым. На протяжении всего теста меня не покидала мысль, что использование сетевого транспорта сродни применению фонокорректора. Существует огромное количество проигрывателей и усилителей, оборудованных встроенными фонокорректорами. Большинство любителей винила именно с них начинают свой путь в аудио. Но потом, для некоторых, наступить момент, когда качество и возможности этих устройств перестают их удовлетворять и они приобретают отдельно стоящие фонокорректоры. Похожая история происходит и с адептами цифры. Если рассматривать цифровой аудиопоток в качестве своеобразного проигрывателя винила, то для подключения к нему лучше использовать не встроенный модуль, а сетевой транспорт, являющийся цифровым аналогом отдельному фонокорректору. Кроме заметного прироста в качестве появится ещё несколько преимуществ. Во-первых, улучшится удобство управления цифровой аудиобиблиотекой и стриминговыми сервисами, возрастёт функционал, как это произошло у меня после начала использования Roon. Во-вторых, откроется для рассмотрения в качестве покупки огромный рынок ЦАПов, не оборудованных встроенными сетевыми модулями и возможности выбора станут практически безграничными. В-третьих, гибкость при модернизации Hi-Fi–системы всегда является важным преимуществом. Идёт время, технологии совершенствуются и может наступить момент, когда качество или функционал имеющегося сетевого транспорта перестанут Вас устраивать. Тогда его легко можно заменить на новый, более подходящий под Ваши возросшие требования.
Благо, что данный тип устройств устаревает не так быстро, как остальное компьютерное железо. Это хорошо прослеживается на примере Pro-Ject Stream Box S2 Ultra. Да, для загрузки/выгрузки аппарата при включении требуется более 30 секунд, скорость его Ethernet – порта 100 Мбит/с, а не 1 Гбит/с, как предлагают соперники, у него не такой продвинутый Wi-Fi/Bluetooth – модуль, а выход для подключения к ЦАПу всего один, но он прекрасно решает свою главную задачу – поставляет высококачественный цифровой сигнал. Поэтому глупо требовать чего-то большего, за деньги, которые за него просят.
Volumio Rivo, по сравнению с Pro-Ject, обладает как продвинутым железом с бóльшим количеством портов, так и великолепной софтверной частью. Не зря их программный плеер пользуется огромной популярностью не только у DIY – разработчиков. Приобретая Rivo, Вы поучаете бонус в виде бесплатной подписки на Volumio Premium с бóльшими возможностями нежели у версии Standard. Она не сможет полноценно заменить платный Roon, но с основной частью его функционала, в том числе по рекомендациям новых исполнителей, основанным на возможностях Искусственного Интеллекта, прекрасно справится. Что же касается качества воспроизведения, то, как я отмечал ранее, оно немного выше, чем у Stream Box S2 Ultra, но отличия не очень существенны.
Если же ставить во-главу угла качество звучания и выбирать аппарат, способный его серьёзно поднять, то бесспорный победитель обзора – Element S. Китайцы, в лице Matrix Audio, смогли приятно удивить. При этом нельзя сказать, что у меня к устройству вообще нет претензий. Кроме блока питания есть вопросы к дисплею и сенсорным кнопкам. Я просто не вижу в них смысла. Понятно, что они создают привлекательный внешний вид, но с функциональной точки зрения абсолютно бесполезны. На расстоянии прослушивания в два метра информация с дисплея плохо считывается. К тому же я не хочу отрывать попу с кресла чтобы нажать на кнопку аппарата для запуска, следующего трек: всегда под рукой есть компьютер, планшет или смартфон, через которые осуществляется управление не только этой, но и многими другими функциями.
Места в моём личном рейтинге распределились снизу–вверх: первое – Matrix Audio Element S, второе – Volumio Rivo , третье (с мизерным отрывом от второго) – Pro-Ject Stream Box S2 Ultra
Хотя это всё лишь брюзжания. Я благодарен Matrix Audio Element S за то, что он смог раскрыть потрясающие способности высококачественной системы, на которой проводилось прослушивание. Возвращаю его с сожалением и буду ждать скидок, либо подбирать другое, “идеальное“, для меня, устройство. Например, интересно будет сравнить его с недавно вышедшим Auralic Aries S1, цена на который в Европе лишь на € 320 выше, чем у Element S.
Технические характеристики
Модель | Matrix Audio Element S | Volumio Rivo | Pro-Ject Stream Box S2 Ultra |
Аппаратная | ЦП: NXP i.MX 6Quad Cortex-A9 | ЦП: Amlogic S905D3-N0N x4, | ЦП: 4-ядерный ARM-процессор Broadcom от Raspberry Pi |
Цифровые | Порт USB Audio: | 1x USB 3.0, 1x USB 2.0 | 2 x USB A |
Цифровые | Коаксиальный, оптический и AES/EBU: | Коаксиальный и AES/EBU: до PCM 192 кГц/24 бит | USB-ЦАП: до PCM 352 кГц / 32 бит и DSD256 |
Сеть | LAN: 10/100/1000 Мб/с | LAN: 10/100/1000 Мб/с | LAN: 10/100 Мб/с |
Порт USB | Порт USB Type-C обеспечивает максимальную мощность 5В/1А. | Порт USB обеспечивает максимальную мощность 5В/1А | Порт USB обеспечивает максимальную мощность 5В/1А |
Плеер | Управляющее приложение: MA Remote | Управляющее приложение: Volumio | Управляющее приложение: Pro-Ject |
Параметры | Напряжение: 100-240 В переменного тока, 50/60 Гц | Напряжение: 100-240 В переменного тока, 50/60 Гц | Напряжение: 100-240 В переменного тока, 50/60 Гц |
Физические | Масса: 2,4 кг | Масса: 2,25 кг | Масса: 0,375 кг |
Достоинства и недостатки
Pro-Ject Stream Box S2 Ultra
Достоинства
| Недостатки
|
Volumio Rivo
Достоинства
| Недостатки
|
Matrix Audio Element S
Достоинства
| Недостатки
|
Видеоверсия данного обзор доступна по ссылке: https://youtu.be/pEbICrmhDMo