13 февраля 2025, 16:47
Огромный рынок Hi-Fi–аксессуаров (дополнительных устройств, созданных для улучшения качества звучания аудиосистемы, без которых она, тем не менее, способна работать) свидетельствуют о неистребимом желании аудиофилов выжать максимум из своего звукового тракта. И это не удивительно: в самой природе человека заложено стремление найти какой-либо способ или продукт, улучшающий звучание уже имеющегося оборудования. Да и сам опыт использования того либо иного аксессуара может доставить немалое удовольствие.
Аксессуарами принято называть дополнительные компоненты, без которых Hi-Fi–система способна полноценно работать, но позволяющие, с точки зрения производителей, улучшить её звучание. На нашем сайте уже есть обзор подобных устройств – консолей чистого электропитания Powergrip YG-2 и YG-3, зарекомендовавших себя с наилучшей стороны. Сегодня, продолжая тему, рассмотрим абсолютно иной продукт, отвечающий за управление энергией другого рода – энергией колебаний.
Теория и практика виброизоляции
Ещё со школьной программы известно, что звук – это колебательное движение частиц среды, в нашем случае воздуха, распространяющееся в виде волн. Другими словами, звук – механическая энергия, которая передаётся от колонок к нашим ушам, преобразуется в нейронные импульсы, поступающие в мозг и, определённым образом там интерпретируется. Поскольку каждый человек не только чрезвычайно сложен, но и уникален, то и восприятие звуковой информации у людей отличается, т.е. можно утверждать, что все слышат музыку по-разному. Но это область знаний, относится уже к психоакустике. Нас же, в рамках данного обзора, интересует работа акустических систем, как источника энергии, передаваемой не только к ушам, но и, через корпуса, на пол, где, отражаясь, она возвращается, привнося тем самым, в слышимые нами звуки, искажения: подчеркивая либо наоборот, нивелируя определённые частоты, маскируя детали и текстуру музыки.
Эффективное управление этой энергией имеет чрезвычайно важное значение для достижения четкого и точного воспроизведения, а контроль над ней позволит, в теории, улучшить качество звучания наших систем. Для решения этой задачи на рынке Hi-Fi существует огромная группа аксессуаров, именуемая Изоляторы акустических систем. Среди аудиофилов наиболее известны два типа – шипы и изоляторы с эластичными элементами.
Хотя, если вернуться к школьной программе и вспомнить Третий закон Ньютона (согласно которому сила действия равна силе противодействия), шипы не являются изоляторами, поскольку энергия, идущая через них на пол, отражается и возвращается обратно в корпус.
Графическое отображение Третьего Закона Ньютона из школьного учебника
Часто, чтобы обосновать использование шипов в качестве виброразвязки, люди прибегают к аргументу о ничтожно малой площади их опоры, но он никоим образом не отменяет наличие силы противодействия. В этой связи вспоминается детская задачка: на двух ногах курица весит 10 кг., сколько она будет весить стоя на одной? Надеюсь, ответ для всех очевиден. Другими словами, даже в теории, шипы не могут работать как изоляторы, а идея использовать их в этом качестве – ошибочна. Почему же тогда они тысячами продаются на Алиэкспресс, а большинство изготовителей акустики комплектуют ими свои напольные модели?
Комплект шипов для акустических систем Klangheim Gloria
Ответ на этот вопрос дают сами производители. Заглянем в Инструкцию по эксплуатации громкоговорителей, например Monitor Audio и читаем: «если вы собираетесь установить колонки на ковровое покрытие, можете использовать шипы для бóльшей устойчивости… При установке колонок на деревянном полу используйте шипы по своему усмотрению, но при установке на каменном — снимите их». То есть, применение шипов желательно лишь при размещении акустики на ковре либо другом, не твёрдом покрытии. В этом случае энергия вибрации, способная создать нежелательные резонансы как в корпусах акустических систем, так и в помещении, действительно будет ослаблена. Но, что гораздо важнее, шипы позволят жёстко зафиксировать колонки на полу, что благотворно скажется на качестве звучания. При этом поглотить хоть сколь-нибудь значимую часть вибрации с их помощью не удастся.
Другое дело – изоляторы с упругими элементами, самым известным представителем которых является серия GAIA от компании IsoAcoustics. Их результативность подтверждена не только многочисленными положительными отзывами слушателей, но и серьёзными научными изысканиями, проведёнными Канадским Национальным Исследовательским Центром (National Research Council). Но и у изоляторов подобного типа есть некоторые ограничения, заложенные в физических свойствах эластичных элементов.
Комплектные изоляторов для акустики IsoAcoustics GAIA II
Дело в том, что их эффективность определяется границами, зависящими от формы, толщины, твердости и других характеристик эластичного материала. Поэтому изоляторы имеют ограничения при использовании в зависимости от массы акустики. Если вес колонки больше оптимального, то у изоляторов появляется избыточная податливость, за счёт которой корпуса колонок приобретают подвижность, приводящую к искажению звуковой сцены и общему снижению точности воспроизведения. Если же масса, наоборот, недостаточна, то изоляторы становятся чрезмерно жёсткими и плохо гасят вибрацию, переходя в «режим шипов».
Рабочие характеристики изоляторов имеют относительно узкую идеальную область и при приближении массы акустики к граничным значениям, они ухудшаются. Для устранения этой проблемы и получения от эластичных изоляторов максимальной отдачи, некоторые производители колонок High-End – класса, например шведский Marten, заказывают у IsoAcoustics разработку и изготовление специальных моделей, наилучшим образом подходящих для их продуктов. Нам же, простым смертным, нужно выбирать из того модельного ряда, что имеется и выбор этот не всегда однозначен. Возьмём, к примеру, акустические системы Monitor Audio Platinum 300 3G. По спецификации, вес одной колонки равен 53,6 кг. Для неё, исходя из характеристик, указанных на сайте IsoAcoustics, подойдёт модель GAIA II, у которой заявленная максимальная масса составляет 55 кг.
У IsoAcoustics GAIA II заявлена поддержка акустики массой до 55 кг.
Но не всё так просто. Если воспользоваться функцией подбора на сайте IsoAcoustics, то производитель рекомендует другую модель, сообщая при этом, что «для достижения наилучших результатов следует использовать GAIA I», поскольку она имеет преимущества по сравнению с GAIA II. При этом, для колонок предыдущего, второго поколения (Monitor Audio PL 300 II), имеющих даже чуть большую массу, IsoAcoustics, при подборе, предлагает на выбор две модели. Что это: баг сайта или осознанная позиция производителя – я не знаю.
При подборе для Monitor Audio Platinum 300 3G массой 53,6 кг. рекомендуется модель IsoAcoustics GAIA I
Совсем недавно, я столкнулся с изоляторами, для которых вопрос выбора модели, в зависимости от веса акустики, неактуален. Объясняется это, по заявлению производителя, компании Stack Audio, использованием уникальной, запатентованной технологии гашения вибрации, рассчитанной на работу с колонками массой вплоть до 275 кг. О самих изоляторах, именуемых AUVA, мы поговорим ниже, а вначале немного о бренде Stack Audio.
Линейка изоляторов акустических систем Stack Audio AUVA
Stack Audio
Британская компания из Девона (Devon) была основана в 2013 году амбициозным молодым человеком, по имени Тео Стек (Theo Stack).
Справа – Тео Стек (Theo Stack), основатель и директор Stack Audio, слева – Джош Стивенсон (Josh Stephenson), руководитель отдела маркетинга и обслуживания клиентов
Первым его изделием стал вовсе не изолятор, как можно было бы предположить изучив сегодняшнюю линейку продуктов Stack Audio, но совершенно иное устройство, не слишком распространённое на рынке Hi-Fi даже сегодня – сетевой транспорт, получивший название Onset. Кстати, если раньше Вы ничего не слышали о подобном типе аппаратов и хотите узнать о них подробней, переходите на сравнительный обзор трёх моделей по ссылке в описании под этим видео, размещённый на нашем YouTube канале.
Stack Audio Onset без нижней крышки
Я никогда не видел Onset вживую, но подходы, применённые при его проектировании, впечатляют даже по картинкам. Корпус, изготовленный из цельного куска алюминия, отличная компонентная база, продуманная компоновка каждого элемента – всё это не может на вызывать уважение. Сочетание передовой инженерии с высококачественным промышленным исполнением, так грамотно реализованное в первом продукте Stack Audio, задало вектор, которому следуют все последующие разработки компании. При этом акцент делается не только на качество изготовления, но и страну производства – Великобританию. Никаких компромиссов вроде «Разработано в UK», но «Произведено в China».
Являясь страстным энтузиастом Hi-Fi, Тео занимался исследованиями не только в области цифровых, но и аналоговых технологий. В 2017 году Stack Audio представила несколько комплектов для модернизации культового проигрывателя виниловых дисков – Linn LP12. В них использовалась разработанная компанией технология демпфирования AVDC (Audio Vibration Dissipation Compound), призванная устранить вибрацию за счёт специальной конструкции панелей шасси.
Апгрейд Stack Audio SERENE для Linn LP12
В 2019 году на рынке появился сетевой транспорт Stack Audio LINK, а спустя несколько лет его модернизированная версия – LINK II. Занятная деталь: оба аппарата созданы в сотрудничестве с известным английским разработчиком цифровых и электронных решений Джоном Уэстлейком (John A. Westlake), спроектировавшим Pro-Ject Stream Box S2 Ultra – аппарат, принимавший участие в упомянутом мною обзоре сетевых транспортов.
К концу 2021 года Тео разрабатывает технологию AUVA (AUdio Vibration Absorber), объединившую его опыт в обработке алюминиевых деталей со знаниями в области поглощения вибраций. Именно эта технология стала ключом к созданию уникальных для рынка изоляторов – новых продуктов компании, занявших центральное место в её сегодняшней товарной линейке.
“Волшебный” порошок для AUVA
Суть идеи, заложенной в работу изоляторов Stack Audio, становится простой и понятной любому, кто хоть раз играл или наблюдал матчи по футболу не на стандартном травяном покрытии, а на пляже с мягким, глубоким песком. Помните как мяч, зарываясь в него, практически мгновенно останавливается? Причём чем мягче и глубже песок, тем эффективней гасится кинетическая энергия мяча.
Этот же принцип лежит в основе работы изоляторов AUVA. Их алюминиевые корпуса содержат камеры заполненные частицами виброгасителя, состоящего преимущественно из вольфрама. Материал этот выбран не случайно. По своей плотности (массе, приходящаяся на единицу объёма) вольфрам входит в десятку самых тяжёлых металлов, наряду с платиной и золотом. В отличии от последних, он не является редкоземельным, соответственно имеет относительно небольшую стоимость.
Вольфрамовый порошок (фото из Википедии)
Под воздействием вибрации частички вольфрама приходят в движение. Сталкиваясь между собой, они, практически мгновенно, рассеивают энергию вибрации, преобразуя её в тепло. По заявлению Stack Audio, изоляторы AUVA способны поглощать вибрацию в широком частотном диапазоне, обеспечивая более чистое звучание, улучшенную детализацию и пространственную локализацию, позволяя извлечь больше музыкальных деталей.
Stack Audio AUVA – изоляторы акустических систем
Используя технологию AUVA, специалисты Stack Audio создали изоляторы акустических систем, сочетающие в себе лучшие качества шипов и изоляторов с упругими элементами, позволяющие обеспечить как жёсткую фиксацию колонок, так и эффективное поглощение энергии вибрации. По их мнению, только объединение этих, казалось бы, взаимоисключающих способностей, позволяет наиболее эффективно управлять энергией вибрации.
К тому же у таких изоляторов есть ещё одно преимущество, о котором я упоминал ранее: их работоспособность не зависит от веса колонок, а эффективность определяется количеством и объёмом камер в которых содержится виброгаситель.
Заявляемые Stack Audio результаты измерений для изоляторов AUVA 100
В 2023 году Stack Audio представила на рынке три модели. Вначале появились AUVA 70 и AUVA 100, а чуть позже – самая недорогая AUVA 50. Своё название они получили в честь используемой технологии, а цифровые маркировки указывают наружный диаметр моделей в миллиметрах. Самая маленькая и наименее энергоёмкая – AUVA 50. Она имеет лишь две виброгасящие камеры . У AUVA 70 их три, а у AUVA 100 — пять. В двух последних моделях одна из камер – центральная, обладающая повышенной поглощающей способностью.
Модель | AUVA 50 | AUVA 70 | AUVA 100 |
Диаметр – 50, Высота – 30 | Диаметр – 70, Высота – 30 | Диаметр – 100, Высота – 40 | |
Количество камер | Две | Три, одна из которых - центральная | Пять, одна из которых - центральная |
Масса (одного), кг | 0,275 кг | 0,37 | 1,222 |
Массо-габаритные характеристики изоляторов Stack Audio AUVA
Изоляторы Stack Audio AUVA предназначены для крепления к нижней части корпусов колонок или стоек акустических систем с использованием имеющихся в них резьбовых отверстий для шипов или ножек. При заказе, кроме необходимого Вам колличества изоляторов, требуется выбрать соответствующий размер резьбы. Если в предлагаемом списке необходимого размера нет, либо Вы не можете его определить, свяжитесь со специалистами Stack Audio. Они отвечают довольно быстро.
Для пары акустических систем изоляторы приходят в двух кортонных коробках, по четыре штуки в каждой
Если планируется установка акустики на ковровых покрытиях в заказе надо выбрать нужную высоту шипа. В В нижней плоскости каждом изоляторе имеется по три отверстия для их установки. Если колонки будут ставиться на твёрдой поверхности, выбирайте войлочную прокладку. Её предустановит сам производитель. В войлочной прокладке предусмотрены вырезы, позволяющие установить шипы позже, если условия эксплуатации изменятся.
Комплект поставки Stack Audio AUVA
Правильное размещение акустики и определение наилучшего места прослушивания — важнейший этап настройки любой Hi-Fi – системы, без которого невозможно добиться от неё максимальной отдачи. Однако, после установки изоляторов, может потребоваться дополнительная корректировка, даже если раньше Вы педантично подошли к решению этого вопроса, ведь характер звучания может измениться. Поэтому, при установке акустических систем на ковровых покрытиях, не следует сразу вкручивать в изоляторы шипы: без них перемещать колонки будет проще.
Сам процесс монтажа Stack Audio AUVA чрезвычайно прост:
1. Подготовьте все изоляторы. Прежде чем начинать их установку: осторожно встряхните из стороны в сторону. Вы услышите, как внутри перемещаются частицы. Это гарантирует равномерное распределение виброгасителя в случае, если оно было нарушено при транспортировке.
2. Вкрутите шпильку-адаптеров до упора в верхнюю часть изолятора и застопорите с помощью гайки с накаткой.
3. Вторая гайка понадобится позже, если потребуется изменить высоту колонки или наклонить её. Пока закрутите гайку до касания с гайкой с накаткой.
4. Убедитесь, что усилитель выключен, и отсоедините акустические кабели от колонок. Разместите с помощником акустику так, чтобы можно было легко выкрутить оригинальные шипы или ножки и вкрутить изоляторы.
5. Вкрутите изоляторы как можно глубже и застопорите гайкой. Установите колонку на предполагаемое место прослушивания. Проделайте ту же операцию со вторым громкоговорителем.
6. Прослушайте свою Hi-Fi–систему с установленными изоляторами и определите наилучшее расположение акустических систем и слушателя.
7. Проверьте, нужно ли регулировать высоту колонок. Изоляторы позволяют осуществить небольшую вертикальную регулировку. Для этого наклоните колонку и открутите изолятор с адаптером до достижения требуемой высоты. После этого застопорите адаптер. Такая регулировка позволят не только компенсировать неровности пола, но и, при необходимости, слегка наклонить колонки в нужную сторону
8. В случае если требуется установить шипы, просто вкрутите их в соответствующие отверстия на нижней части изоляторов. Убедитесь при этом, что каждый шип закручен полностью: его верхняя часть должна находиться вровень с нижней поверхностью изолятора, а резьба полностью скрыта. Сами изоляторы, в отличие от тех же IsoAcoustics GAIA, не требуют позиционирования в какого-либо направлении. После установки акустических систем, убедитесь, что колонки надёжно зафиксированы, а шипы проткнули ковёр и соприкоснулись с полом.
Внешний вид установленных на Platinum 300 3G изоляторов AUVA 70 наверняка не вызовет того же “вау” эффекта, что производят глянцевые IsoAcoustics GAIA. Но их скромная матовая отделка смотрится, как по мне, гармоничней. А две горизонтальные проточки чем-то перекликаются с дизайном выносных опор Monitor Audio.
Platinum 300 II с IsoAcoustics GAIA II (слева) и Platinum 300 3G c Stack Audio AUVA 70 (справа)
Изоляторы AUVA 70 придают общему облику Monitor Audio Platinum 300 3G даже некую брутальность. При этом, их шипы заметно ниже тех, что идут в комплекте с акустическими системами. За счёт малой высоты создаётся “эффект парения” колонок над ковровым покрытием, хотя, на самом деле, они зафиксированы так же надёжно, как и со штатными шипами.
Шипы Stack Audio AUVA 70 уходят в ковровое покрытие практически наполовину, создавая надёжную опору
Тестовое окружение
Консоль чистого электропитания – Powergrip YG-3;
Сетевой транспорт – Pro-Ject Stream Box S2 Ultra;
Цифро-аналоговый преобразователь – Musical Fidelity M6x DAC;
Предварительный усилитель – Musical Fidelity M8s PRE;
Усилитель мощности – Musical Fidelity M8s 500S;
Акустические системы – Monitor Audio Platinum 300 3G.
Модель Stack Audio AUVA 70, оказавшаяся на тесте, расположена в средине модельного ряда компании и стоит, с учётом НДС, немногим более 1000 долларов. С одной стороны, для восьми алюминиевых дисков, сумма немалая, с другой, комплект IsoAcoustics GAIA I, для установки на пару Monitor Audio Platinum 300 3G, оценён примерно во столько же. Так что будем считать, что предложение от Stack Audio находится на уровне основного конкурента.
Но мне интересна не столько абсолютная стоимость изоляторов, сколько ответ на вопрос: имеет ли смысл вкладываться в покупку такого дорогого аксессуара?
Monitor Audio Platinum 300 3G с установленными изоляторами Stack Audio AUVA 70
Понимая, как работают изоляторы, я рассчитывал получить положительные изменения в звучании. Но то, что они окажутся столь значимы, я не ожидал. После трёхчасового прогрева, который Тео рекомендует производить на высокой громкости с помощью тяжёлой музыки, запускаю тестовый плейлист. Сегодня его открывает композиция The Curse Агнесы Обель (Agnes Obel) из альбома Aventin, записанного в необычной атмосфере помещения. С помощью AUVA 70 её удаётся не просто прочувствовать, но полностью погрузиться. То количество ревербераций, эхо, обертона скрипичных инструментов и голоса, возникшие с первых секунд прослушивания, заставили с улыбкой вспомнить о брюзжании, которое я высказал в обзоре Monitor Audio Platinum 300 третьей генерации по поводу отсутствия реализма и недостаточного эффекта вовлечённости. Не могу определённо сказать, чем вызваны подобные изменения. Возможно, уменьшились сухость и резкость, возникающие при использовании штатных шипов, а при их замене музыкальная подача стала более тёплой и спокойной.
Альбом Aventin Агнесы Обель (Agnes Obel)
Интересно, какой эффект будет при воспроизведении более агрессивного материала? Ставлю Замедленный блюз (Slow Down Blues) Джо Сатриани (Joe Satriani) из его одноимённого альбома. Электрогитары с губной гармошкой первой части, сдержанной и даже немного расслабленной, звучат телесней, с бóльшим количеством послезвучий. К тому же, они лучше сфокусированы и точнее размещены. Но эта безмятежность продолжается чуть менее трёх минут, а затем в композицию, шаг за шагом, начинают вплетаются драйв и агрессия, за счёт которых, на не очень качественной системе, уже к средине трека звучание скатывается к сплошной инструментальной мешанине. Но не в нашем случае. Нельзя сказать, что Platinum с усилителями Musical Fidelity пасовали раньше, на шипах, но сейчас, наряду с отличным разделением инструментов, акустические системы практически полностью растворились в широком и глубоком музыкальное поле. Единственное замечание, возникающее при прослушивании с изоляторами, касалось чуть ослабленной, по сравнению с шипами, атаке. Удары барабанов звучали менее хлёстко, будто Ману Каче (Manu Katché) подустал и перестал полностью выкладываться. Но это сравнительно небольшая плата за создание великолепной трёхмерной сцены.
Альбом Joe Satriani Джо Сатриани (Joe Satriani)
Слушая знакомые композиции, трек за треком, я убеждался в отличной способности изоляторов Stack Audio «отвязывать» музыку от колонок, подавая её более органично и естественно. К тому же, AUVA 70 удалось увеличивать разрешение каждой детали, оставляя практически нетронутым тональный баланс Platinum 300, в звучании которых появилось больше ясности, точности и трёхмерности.
В своё время, в поисках наилучшего взаимного месторасположения акустических систем и слушателя, я приложил немало усилий. Поэтому считал, что добился максимума от своей системы, а для дальнейшего значимого улучшения её звучания, мне потребуется проведение серьёзной акустической обработки помещения, на которую я не был готов. Оказалось, что, в некоторой степени, я ошибался и нашёлся другой инструмент, — в виде изоляторов.
Подводя итоги
Stack Audio AUVA 70 удалось не только полнее раскрыть таланты Monitor Audio Platinum 300 3G но и воздействовать на другие составляющие, участвующие в формировании звука. Это легко объяснимо: вибрация, передаваясь через шипы, оказывает влияние не только на колонки и другие компоненты Hi-Fi-системы, но и на комнату прослушивания. Удивительно было осознать, что восемь небольших дисков, установленных вместо стандартных шипов, смогли в значительной степени убрать гул, формируемый, при определённых условиях, пиком в 50 Гц в моём помещении. Конечно, изоляторы не смогут полноценно заменить акустическую обработку комнаты прослушивания, но некоторые проблемы решить способны.
Стоят ли они запрашиваемой суммы? Для меня ответ очевиден – да. Тем более, что они универсальны и при смене акустических систем не потребуется задумываться о массе последних, как было бы в случае с IsoAcoustics GAIA.
Превосходная комбинация – Monitor Audio Platinum 300 3G, Stack Audio AUVA 70 и комната, в которой проводилось прослушивание
А вот для Вас необходимость приобретения может быть не так очевиден. Во-первых, уверен, что эффективность AUVA варьируется в зависимости от поверхности, на которой они размещаются, размеров и веса колонок, акустических свойств комнаты прослушивания и многих других факторов. Поэтому нет гарантии, что они Вам “зайдут”. Во-вторых, если стоимость Вашей системы (источника, усилителя, колонок) не превышает семи-восьми тысяч долларов, то приобретение изоляторов в районе тысячи – идея сомнительная. Полагаю, целесообразней провести апгрейд Вашего самого слабого компонента или озаботиться акустической обработкой помещения, хотя-бы элементарной, если до неё не дошли руки. И, снова, не забывайте о необходимости правильного размещения акустических систем: этому вопросу не всегда уделяется должное внимание, а без его решения не помогут никакие изоляторы.
Отличная компания
С другой стороны, аудиофилы мало внимания уделяют решению проблем электропитания и виброизоляции. А они действительно оказывают существенное влияние на качество звучания. Выскажу ещё одну, более крамольную мысль, которая, уверен, вызовет волну хейта в мой адрес, но от этого остаётся не станет менее актуальной. Во время тестирования консолей Powergrip YG-2 и YG-3 и изоляторов от Stack Audio, я убедился, что такие аксессуары важны не менее, чем любой другой компонент. Без качественного питания и грамотного устранения вибраций создать высококачественную систему, “выжав из неё все соки”, Вам вряд ли удастся. Попробуйте договориться с дилерами и взять такие аксессуары под залог на недельку-другую. Думаю, Вы убедитесь в этом сами.
Видеоверсия этого обзора на нашем YouTube канале: https://youtu.be/8CaVX3zHoRk